Алиса Савицкая, куратор выставки Николая Мороза: «С коллекцией Николая я бы смогла не только работать, но и жить»
Фото: Михаил Ступин, Александр Романенко, old.kandinsky-prize.ru

14 ноября в культурном центре «Типография» открывается выставка работ из коллекции его основателя Николая Мороза. Называется выставка «Строители весны». Её куратором выступила Алиса Савицкая, начальник отдела выставок Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород). Мы узнали у Алисы о деталях выставки, а заодно поинтересовались её мнением о том, какое место занимает Краснодар на карте современного российского искусства и какие художники fine art хорошо вписываются в современное жилое пространство.

Инициатором выставки выступил коллекционер Николай Мороз. Насколько мне известно, у него давно зрела идея сделать публичную презентацию своей коллекции. Некоторые работы хорошо знакомы краснодарскому зрителю, но представлены они были в рамках авторских проектов художников. Здесь же речь идет о показе отдельных вещей, которые образуют единое собрание.

О желании Николая сделать выставку я узнала от друзей-художников — Юлии Капустян и Степана Субботина. Фантазируя, каким образом можно было бы «решить» подобный проект, я поделилась с ребятами своими соображениями, а они порекомендовали меня Николаю в качестве куратора. Думаю, выбор во много был мотивирован тем, что я, во-первых, приглашенный специалист, а, во-вторых, музейный куратор (я руковожу отделом выставок в Государственном центре современного искусства в Нижнем Новгороде). Мои методы работы обеспечивают сторонний, дистанцированный от личных связей и вкусовых предпочтений взгляд на коллекцию и дают возможность произвести условную «музеификацию» произведений — перевести их из живого художественного процесса в данность, в свершившийся факт истории русского современного искусства.

Выставка откроется в «Типографии» 14 ноября и будет работать 2 месяца. Среди гостей открытия — директор «Гаража» Антон Белов, замдиректора по творческим вопросам ГЦСИ Нижнего Новгорода Елена Белова, арт-критик «Коммерсанта» и куратор Валентин Дьяконов.

Название «Строители весны» не придумано, а заимствовано мною из ранней редакции романа Андрея Платонова «Чевенгур». «Чевенгур» — книга, к определению которой часто применяют такие понятия, как утопия, будущее, мифопоэтика, которые чрезвычайно близки современной краснодарской художественной ситуации. В «Чевенгуре» герои буквально в чистом поле пытаются построить светлое коммунистическое будущее, в Краснодаре художники в таком же поле пытаются создать идеальную художественную ситуацию. Ну и, конечно, «Строители весны» звучит очень романтично, ведь все без исключения краснодарские авторы молоды душой, обаятельны, полны надежд и высоких устремлений.

Основатель культурного центра «Типография», коллекционер современного искусства Николай Мороз. Фото: Михаил Ступин
Основатель культурного центра «Типография», коллекционер современного искусства Николай Мороз. Фото: Михаил Ступин

Эпиграф к выставке, кстати, взят из записных книжек того же Платонова. «Для ума всё в будущем, для сердца всё в прошлом». Глядя на работы из коллекции Николая Мороза, невольно начинаешь ностальгировать по творческому драйву, с которым делались произведения. И, вместе с тем, с ответственностью смотришь в будущее, размышляешь, как улучшить работу КЦ «Типография», как создать новые выставки, образовательные программы, завязать полезные профессиональные контакты.

К выставке мы готовим буклет, в котором будут собраны репродукции всех произведений с выставки, а также описания работ, статьи исследователей и краткие биографии художников. Издание демократичное, но зато очень функциональное — с большими изображениями, удобными для восприятия текстами и дизайном. Издание в остроумной форме обыгрывает жанр литературной газеты, в которой опубликована «первая редакция» выдуманного романа о кубанском искусстве.

Главное, чего мне хотелось добиться в работе над выставкой — это экспозиционная цельность и внутренний сюжет. Есть элементарные критерии, связанные с художественной техникой, — так возникло, например, соседство скульптур Ивана Горшкова и Валерия Казаса. Или цвет: ранние полотна Василия и Степана Субботиных, выполненные в темных тонах, очевидно перекликаются с пейзажем Владимира Мигачева, который, кстати, во второй половине 2000-х был вдохновителем для этих художников.

Есть более сложные приемы, связанные с внутренней драматургией выставки. Работы должны «вести» зрителя, рассказывать ему некую историю, у которой есть, как в сказке, зачин, кульминация и развязка. Здесь это особенно важно: коллекция должна «заговорить» собственным голосом. Выстраивая экспозицию, я вынуждена была отказаться от ряда замечательных работ, которые по тем или иным причинам не вписывались в общую сюжетную линию. Например, если показать десять замечательных вещей группировки «ЗИП», то это будет выставка про «ЗИП», а не коллекцию во всем её тематическом и пластическом разнообразии.

DSC_1293

Могу сказать, что с коллекцией Николая я бы смогла не только работать, но и жить. Дом Николая, где мне посчастливилось побывать летом, наполнен искусством, и находиться таком окружении чрезвычайно уютно.

Я собираю свою маленькую домашнюю коллекцию. Но, как правило, в нее попадают не большие значимые работы, а маленькие вещи, кусочки очень личных историй, связанных с художниками или выставками, которые я делала. Например, есть у меня картина Эльдара Ганеева, на которой изображен фрагмент стены питерского Первого кадетского корпуса, где этим летом в рамках параллельной программы биеннале Manifesta 10 мы делали выставку. Есть работы других краснодарских авторов — подушка и часы Юли Капустян из проекта «Истеричка» (металлические лозунги с этой выставки находятся в коллекции Николая), пара макетов Валерия Казаса и «Кассирша Алиса», которую мне подарили на день рождения художники группировки «ЗИП».

Ниже фото нескольких работ, которые будут представлены на выставке.

5M1A1069
художник Сергей Таушанов
5M1A0903(1)
Бен Папян и Михаил Карагезян

5M1A1103(1)5M1A0801(3)5M1A07805M1A08315M1A08355M1A1030


Мы задали Алисе ещё несколько вопросов — уже не про выставку Николая Мороза, а в целом про современное краснодарское искусство в России и не только.

Алиса Савицкая, начальник отдела выставок Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород),куратор выставки «Строители весны». Фото: Александр Романенко
Алиса Савицкая, начальник отдела выставок Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород), куратор выставки «Строители весны». Фото: Александр Романенко

Выставка с приглашенным куратором, да еще из другого города — явление для Краснодара исключительное. Говорить о намечающейся тенденции преждевременно?
Работа с приглашенным куратором — дело нелегкое и затратное, но чрезвычайно полезное для местной художественной среды, которая не должна замыкаться сама на себе. В рамках подготовки выставки из коллекции Николая исследованием локальной арт-сцены занималась не только я, но и приглашенные специалисты — австрийских журналист Хервиг Хёллер и московский искусствовед Анна Толстова, которая написала великолепный научный текст по истории современного кубанского искусства. На открытие из Москвы приедет арт-критик и куратор Валентин Дьяконов. Одна выставка — это еще не тенденция, но первый и очень важный шаг, который, надеюсь, получит продолжение в других проектах.

Как в России поменялся статус краснодарского искусства, в частности, с появлением таких новых имен, как Recycle, «ЗИП»?
Думаю, статус краснодарского искусства не изменился, а появился. Краснодара как территории современной культуры, а не как родины отдельных известных художников, не было на карте нашей страны. А теперь он есть. Есть со всеми своими достижениями — с художниками, коллекционерами, мастерскими. В нашей стране города, которые «есть», можно пересчитать по пальцам.

2 Группа Recycle (на фото — работа их авторства: памятник Faceebook’у из полиуретановой резины), тандем краснодарских художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, в 2010 году стала лауреатом премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». В 2012-м проект «Утопия» арт-группы «ЗИП» стал финалистом Премии.

Работы каких российских художников fine art хорошо вписываются в современное жилое пространство?
Мне сложно ответить на этот вопрос, я сотрудник государственного музея и работаю с искусством на выставочных площадках, а не в интерьерах. Но могу предположить, что в интерьер хорошо могут вписаться самые разные художники. Главное, чтобы их работы физически помещались в дом или квартиру. В этом смысле, отбирая себе в коллекцию работы группировки «ЗИП», Николай решает очень непростую задачу. Сегодня художники славятся масштабными тотальными инсталляциями, которые в жилом пространстве разместить невозможно. Николай очень точно подбирает камерные произведения «зипов», в которых сохраняется ощущение «драйва» и размаха творческой деятельности ребят.

Рекомендовать друзьям