Коллекции итальянской фабрики Flos — настоящее собрание сочинений классиков на заданную тему. Эта тема — свет: всё, что всемирно известные дизайнеры из разных точек планеты думали об освещении в интерьере с начала 1960-х и продолжают думать сегодня, выражено в этих светильниках — переворачивающих основы и меняющих правила, знаковых и узнаваемых. Словом, ярких.

Концепция компании Flos в прямом смысле слова вылупилась из кокона: в 1950-х в США среди дизайнеров стал хитом новый и очень пластичный материал — покрытие, напыляемое на стальные конструкции по технологии «cocoon». В город Мерано, на родину Flos, это веяние долетело с Артуро Эйзенкейлом, импортировавшим американское изобретение. В то же самое время итальянский производитель мебели Дино Гавина, ставивший своей целью ни много ни мало сделать Италию родиной новой культуры дизайна интерьеров, решил заняться разработкой революционных концепций освещения и счёл новую технику напыления идеальной для старта. Объединившись с Артуро Эйзенкейлом и Чезаре Кассиной, с этого момента он направляет свои профессиональные усилия на производство светильников. Итак, в арсенале владельцев была инновационная технология, позволяющая облечь свет в любые формы, но нужен был кто-то, чьё воображение сможет эти формы создать, оценив все возможности податливого «кокона». К сотрудничеству было решено привлечь мэтров итальянского дизайна — основателей Ассоциации промышленного дизайна братьев Акилле и Пьер-Джакомо Кастильони, — а также известного дизайнера Тобиа Скарпу.

web-a8e5574755da08d4755b8e958e4ef51c.jpg

Первые эксперименты с техникой «кокон» стали не просто удачными — они и сегодня считаются образцами того, на что способен итальянский дизайн, и продолжают тиражироваться. Например, знаменитая люстра Taraxacum — сложная многоугольная конструкция из стали, обтянутая белой плёнкой напыления и действительно напоминающая кокон какой-нибудь гигантской гусеницы, была спроектирована братьями Кастильони ещё в 1960 году, но занимает особое место в коллекции Flos и по сей день. Другое знаковое произведение Кастильони того же года — настольный светильник Gatto в форме воздушного шара: как и в Taraxacum, в этой модели «кокон» играет не только пластическую роль, но и мягко рассеивает свет. В 1964 году к управлению компанией присоединяется Сержио Гандини (сегодня президентом фабрики является его сын Пьеро), и Flos перебирается из Мерано в провинцию Брешиа. Ещё через четыре года в Милане открывается первый розничный магазин фабрики — его оформление доверено не кому иному, как основоположникам стиля Flos, Акилле и Пьер-Джакомо Кастильони. Такой трепетный подход к дизайну всей сопутствующей атрибутики был задан сразу же и сохраняется десятилетия спустя: в конце 1960-х к разработке логотипа был привлечён Пино Товалья — один из ведущих специалистов Италии в области графического дизайна, сегодня же рекламные кампании фабрики сопровождает всемирно известный французский фотограф Жан-Баптист Мондино, а шоу-румы оформляет знаменитый соотечественник Flos Ферруччо Лавиани.

31951_flos-ara

Пожалуй, люди, которым удалось под одним брендом объединить десятки талантов мировой величины, имеют полное право заявлять: «Мы производим культовые светильники, которые в корне изменили концепцию освещения» — именно с таких слов начинается презентация компании Flos на её официальном сайте. И определение «культовые», которое практически в любом другом контексте прозвучало бы претенциозно и избито, здесь как нельзя более уместно: список дизайнеров, творивших и продолжающих творить историю Flos, действительно впечатляет. За легендарной тройкой первых вдохновителей стиля последовали другие: англичанин Джаспер Моррисон, австралиец Марк Ньюсон, немец Константин Грицик, испанка Патрисия Уркиола, голландец Йорис Ларман и одна из самых популярных фигур современного промышленного дизайна — француз Филипп Старк. Последний присоединился к команде Flos в 1988 году, и дебютной работой Старка для фабрики стал настольный светильник Ara в виде блестящего рога из цинкового сплава Zamak, вошедший в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Его же чуть более позднее творение — пластиковая настольная лампа Miss Sissi, выполненная в пяти ярких цветах, которая моментально вспыхнула своим подкрашенным светом в сотнях интерьеров.

web-Miss-Sissi3.jpg

Хотя самые известные и узнаваемые светильники Flos, как правило, обладают революционными формами и выглядят ультрасовременно, даже если были придуманы десятки лет назад, — тот же Taraxacum, люстра в виде микросхемы Lastra, лампы на ножках в виде золотых или серебряных ружей Gun, — нельзя сказать, что единственный метод работы фабрики — шокотерапия. В ассортименте также можно найти роскошные и изысканные решения — как, например, светильники и люстры для пятизвёздочного отеля Intercontinental в Женеве, которые стали победителями IALD — международного конкурса светового дизайна, — или, напротив, предельно простые на первый взгляд источники акцентного света — вроде Pure Spot Кнуда Хольшера, который, тем не менее, принёс компании одну из самых престижных дизайнерских премий — Red Dot Award. К слову, что касается наград: самых громких титулов за всю историю Flos удостаивались именно лаконичные, доведённые до предела минимализма вещи. Например, лампа Parentesi совместного авторства Акилле Кастильоне и Пио Манцу — тонкий шнур от пола до потолка — в 1979-м получила «Золотой циркуль», а в 2001-м этой же награды (уже пятой для компании) удостоился подвесной светильник Константина Грицика May Day — белый конус с ярко-оранжевым крючком — никаких деталей, нюансов, отступлений и аллюзий. Похоже, Flos знает самый простой и короткий путь к идеальным формам — хотя иногда и идёт в обход, попутно открывая новые измерения дизайна.

web-2097-3.jpg

Рекомендовать друзьям