Отправной точкой развития Vitra действительно послужил стул. В 1934 году Вилли Фельбаум купил фирму, производившую оборудование для магазинов. Все производство было сосредоточено в немецком городе Вайль-на-Рейне. Крепкий бизнес, стабильная жизнь. Даже война не положила конец ровной и довольно успешной деятельности предприятия. В 1950 году Фельбаум переименовывает свою фирму в Vitra и вскоре вместе с семьей отправляется в путешествие по Соединенным Штатам. Здесь он впервые знакомится с работами супругов Чарльза и Рэй Имз, сближается с ними и приобретает право выпускать на территории Европы их авторскую мебель, главным образом, стулья. Кресло Lounge, дополненное со временем подставкой для ног, и знаменитый алюминиевый стул стали сверхвостребованными в Европе и являли собой образец не только авангардной, но и эргономичной мебели.

lounge-vitra3

С этого времени Vitra стала производить исключительно ту мебель, которую впоследствии стали называть не иначе, как дизайнерской. Нельзя сказать, что прозорливый предприниматель совершил открытие и нашел в Америке малоизвестных гениев. К моменту знакомства с Фельбаумом Имзы — успешные американские дизайнеры. Их мебель из фанеры используется везде: в промышленности, военной авиации, в домах рядовых обывателей. Никто не думал, что бизнес Фельбаума, который на начальном этапе во многом походил на сборочное производство, перерастет в мощнейшую дизайнерскую империю. Однако для того, чтобы понять, почему это произошло, нужно вернуться в начало века. Те процессы, которые во второй половине XX века нередко происходили под знаменем Vitra, тянутся корнями к началу века. В двадцатые годы в Европе зарождается так называемый «интернациональный стиль». Его цель — развитие новых технологий и материалов, объединение искусства и промышленности и создание на этой основе прототипов для массового производства. Его язык — ровные линии, прямые углы, чистые цвета. Его философия — достижение гармонии пространства путем использования в нем простых элементов.

Vegetal

С 1919 по 1933 годы главным источником интернационального стиля является Баухауз в Германии. В основе концепции этой художественной школы — идея синтеза искусств: живопись, скульптура и прикладное искусство превращаются в единый организм под сводами архитектуры. С приходом к власти национал-социалистов Германия называет «интернациональный стиль» дегенеративным искусством и объявляет его вне закона. Его представители рассеиваются по Европе, переезжают в Америку. Интернациональный стиль отчасти утрачивает свою авторитетность. В последующие годы он будет находиться под сильным культурным влиянием стран Северной Европы. Скандинавские дизайнеры стараются восполнить недостаток «человечности», свойственный функциональной мебели из стали и стекла. Они начинают прививать ей мягкость, присущую изделиям из дерева. Североевропейский вариант «интернационального стиля» экспортируется за океан и под именем «датский модерн» завоевывает широкое признание у американской публики. Наконец, в середине 1950-х эта эстетика возвращается в центральную Европу, где вместе с Vitra ей предстоит пройти длинный путь. Совместно с другим американским дизайнером Джорджем Нельсоном швейцарская компания выпускает модель кресла Coconut, которое Vitra производит до сих пор с незначительной авторской переработкой.

vitra2

Встречи с Нельсоном и четой Имз во время путешествия по Америке в шестидесятых годах ХХ века оказали большое влияние на мировоззрение юного Рольфа Фельба- ума, сына Вилли. Заступив на должность руководителя, он расширил круг дизайнеров, с которыми сотрудничала компания, развил направление по исследованию возведено для представления частной коллекции мебели Vitra, принадлежавшей Рольфу Фельбауму. Сегодня там можно увидеть не только реальные образцы мебели, которая производилась в разные годы, но и приобрести их уменьшенные копии. Руководит деятельностью музея Александр фон Вегезак. Время шло, и восторг от реализации смелых, почти космических идей с использованием новых материалов стали омрачать нотки разочарования. В конце своей жизни супруги Имз писали: «Страшен сам факт, что многие наши мечты сбылись. Мы мечтали о более эффективной технологии, а получили почву, загрязненную пестицидами. Мы хотели, чтобы у каждого из нас был автомобиль, телевизор и бытовая техника. Наши мечты сбылись ценой озера Мичиган. Это не значит, что наши мечты были плохи. Это значит, что мы, наверное, в чем-то ошиблись, и это нужно исправить». Отголоском этих настроений стало создание в 1991 году Экологического комитета Vitra, в задачи которого входит поиск решений для создания материалов, не загрязняющих окружающую среду. Примерами подобного подхода являются проекты таких дизайнеров, как Филипп Старк (Philippe Starck) и Мартен ван Северен (Marten van Severen). Первый придумал стул Louis 20, который произвели из алюминия и дутого пропилена. Второй — стул Van Severen 03 из пористого полиуретана. Сегодня Vitra является одним из лидеров мирового мебельного дизайна. Среди ее клиентов — Mersedes Benz, Microsoft, Son, Coca-Cola и многие другие.

vitra4

Рекомендовать друзьям
Товары Vitra в каталоге Homeguide