Дизайн-критик Сердар Яников: «Кухня больше не хочет казаться кухней, она стремится стать частью жилой среды»
Фото: архивы Сердара Яникова, пресс-службы производителей

Архитектор и дизайн-критик Сердар Яников о том, как Sony и Google идут на кухню, а кухня — в жилую зону. И вообще, как передовые бренды стремятся найти общий язык с миллениалами.

Пользуясь приездом Сердара Яникова в Краснодар, мы поговорили с ним о Eurocucina 2018. Хотели узнать о главных кухонных трендах и новинках, в том числе относительно доступных. Предупреждаем сразу: с доступными не вышло. Ниже речь только о топовых производителях кухонь. На их примерах лучше всего заметно, что сегодня происходит на кухне. Впрочем, сам Сердар провел параллель с «Формулой-1»: сначала технологии обкатываются на самом высоком уровне, а затем неизбежно проникают в более демократичные сегменты. Тем более что сегодняшние кухонные тренды — это история не о заоблачно дорогих материалах, а о технологиях и философии пространства.

Сейчас это концепт, который показала на своем стенде Sony, но завтра эта тема уже будет на кухнях. В зачаточном виде все это было и два года назад, но теперь стало трендом. Например, зоны индукционной зарядки уже норма, их делают все и везде: ты просто положил телефон на столешницу, и он заряжается.

Встроенные системы рекуперации, очистки воздуха — сегодня это тоже само собой разумеющиеся вещи. Везде умное, адаптивное освещение — кнопок нет, только датчики.

Компании уже начинают примерять эту историю на себя. Но не все. Например, Bulthaup говорит: так не надо. Они ближе к земле. У Bulthaup всегда всё было просто, а сейчас они сделали продукт еще менее навороченный — это прямо-таки ода простоте, я бы даже сказал аскетизму.

Кухня Bulthaup b3

Оставили саму суть: воду и огонь. Это философия ваби-саби: что-то несовершенно — и черт с ним, поцарапали столешницу — да и ладно. Для Bulthaup главная ценность в самом моменте, когда люди готовят и едят вместе. Но так или иначе, Sony, Google, Apple уже пришли в дизайн, прописались на миланской выставке. Они будут делать среду — всё, что мы не видим, все эти миллионы датчиков. А фабрики, такие как Bulthaup, сделают для них «дрова», то есть сами кухни. Всё это неминуемо будет — не сегодня, так завтра.

Кухня Bulthaup b3

Современная кухня идет в жилое пространство, но хочет быть незаметной. Главная идея — визуально кухню убрать, спрятать, сделать похожей на что-то иное. На выставке не было ни одной фабрики без систем, которые полностью закрывают рабочую зону.

«Кухня больше не хочет казаться кухней, она стремится стать частью жилой среды. Цель такая: когда на кухне не готовят — она не выглядит, как кухня».

Экспозиция Poliform

У Arclinea, B&B Italia можно целиком прикрыть по 6–8 «квадратов» — и кухня сольется со стеной, будет виден только фасад. Даже если кухня внушительных габаритов, ты не видишь, где она кончается и где начинаются шкафы, жилая зона. Это не новинка: ряд премиальных марок такие вещи делали десятилетиями, просто сегодня это стало всеобщей историей — вплоть до самых скромных брендов.

Кухня Arclinea

На виду — минимум техники. Если в прошлом году мы видели на выставке много элементов из профессиональных кухонь — все эти брутальные печи, открытые вытяжки, ряды сковородок, — то в этом их практически нет. Компания Gaggenau, например, вообще строит свой маркетинг на том, что упаковывает профессиональные технологии в компактную «домашнюю» оболочку. На своем стенде с техникой они всё, что можно было спрятать, спрятали. И это очень необычно.

Экспозиция Gaggenau
Экспозиция Gaggenau

 

При этом сама техника развивается. Все эти вытяжки над островами еще вчера казались смешными, бутафорскими и скорее имитировали деятельность и радовали разве что глаз. И вот сегодня они реально круто работают. Могут быть встроены прямо в варочную панель по типу люка: открыл — включилось. Поэтому уходит понятие кухни как изолированной комнаты, где еда скворчит так, что приходится закрывать дверь из-за запахов и шума.

Экспозиция Gaggenau

Сегодня небольшого острова и трех колонн хватает, чтобы обеспечить полноценной кухней даже большую семью. Компании отсекли ненужное, появились очень крутые полифункциональные острова — не просто какие-то ящики, которые выстроились в линию или две. Тренд — это мини-, даже микрокухни, которые при своей визуальной простоте достаточно хорошо упакованы и продуманы.

Важно, что они не требуют каких-то гигантских пространств. Ведь поколение миллениалов, на которое это всё рассчитано, иначе готовит, иначе потребляет. И производители думают в первую очередь о них — о молодых людях 25–30 лет. Кухня теперь не только для того, чтобы готовить. Тут есть барная зона, где можно выпить, место, чтобы провести дегустацию с полноценной посадкой. А когда всё закончилось — ты просто всё закрыл, и у тебя абсолютно чистое помещение.

«Тренд в эстетике — софт-минимал: чистота, минимум деталей на фасадах. В этом кухни очень похожи. Когда заходишь на стенд, не понимаешь, к кому ты пришел».

Экспозиция Cesar

Компании второго-третьего эшелона стремятся наверх, показывают достойное качество. Например, Cesar представил необычную для себя кухню: такое ощущение, что они пригласили стилистов, которые использовали актуальные колористические тренды и «причесали» под них продукт. И у Lottocento была похожая история: розоватый оттенок, пудра, фисташка. Это был хороший ход. Стенд того же Cesar был айкетчером: он заставил остановиться, подойти, потрогать — и люди обратили внимание на качество. Теперь разрыв в качестве между брендами уже меньше, чем разрыв в цене.

Экспозиция Cesar
Кухня Lottocento

То, что делали Arclinea и Poliform несколько лет назад, сейчас везде. Вернулся светлый шпон — он реабилитирован. Латуни почти совсем нет. Зато много PVD — металла с напылением. Сама же Arclinea сделала небольшой «фейс-лифтинг», обновила брендбук, и теперь мы видим в ее коллекциях элементы мебели B&B Italia (B&B Italia — новый владелец фабрики Arclinea. — Прим. редакции). На мой взгляд, Arclinea сегодня номер один в плане эстетики.

Кухня Arclinea

 

Крафт или имитация крафта — грубые, необработанные поверхности — по-прежнему в тренде. С одной стороны, развивается цифровая история, с другой — мы видим и отказ от нее, когда люди хотят простых, понятных вещей. Есть такой персонаж — Henry Timi, он работает с любопытными материалами — камнем, металлом, стеклом. Это минимализм, который нереально воздействует на чувства, ощущения. Ты не можешь потестить это на стенде, это надо прожить. Должен взять эту неудобную, но эстетически совершенную вещь и начать ею пользоваться. И ее создатель не будет думать о тебе как о пользователе — удобно ли мыть посуду. Это вообще неважно. Да, это камень, и он всё впитывает: забыл вытереть сок или вино — значит, так и будет. И в этом вся суть.

Экспозиция Molteni

В этом плане еще интересны сумасшедшие японцы из Sanwa. Они делают микрокухни и продвигают концепцию без гаджетов, без техники, без технологий. Основной элемент на их кухнях — вода, с ней связаны все основные процессы.

Экспозиция Sanwa

В японской культуре суши нет места технологиям в принципе — по большому счету там ничего не готовится, всё из свежих ингредиентов.

«Все окончательно пришли к современному стилю. Новинки в классике — исключительная редкость».

Еще очень понравилось, что показала фабрика Molteni. Винсент ван Дуйсен (арт-директор Molteni. — Приме. редакции) спроектировал кухню Ratio. Он, в общем-то, уже давно делает тот самый smart-minimalism. Ratio — это чистый ван Дуйсен, только сейчас он использовал более теплые, дружелюбные и понятные заказчику материалы.

Экспозиция Molteni
Рекомендовать друзьям