Дизайнер Илзе Кроуфорд
Илзе Кроуфорд дизайнер
Фото: Studioilse

Вы можете не знать ее имени — но, вполне вероятно, в вашем доме есть предметы ее дизайна. Англичанка, которая умеет вдохнуть жизнь и в демократичные аксессуары IKEA, и в люксовые интерьеры шале и бутиков, признана лучшим архитектором интерьеров 2016 года по версии Maison&Objet.

Впрочем, не это звание и не сотрудничество со шведским гигантом, для которого Кроуфорд в 2015 году создала коллекцию Sinnerlig, принесли ей известность. Илзе Кроуфорд уже 15 лет оформляет рестораны в Лондоне, аэропорты в Токио и Гонконге, частные виллы в Швейцарских Альпах и на Ибице. Хотя все началось еще раньше: прежде чем стать дизайнером, Илзе Кроуфорд больше десяти лет писала о дизайне. А в 2001 году перешла от слов к делу и основала собственное бюро Studioilse.

Илзе Кроуфорд дизайнер

 

Идеи на поверхности

Говоря о правилах дизайна Илзе Кроуфорд, достаточно вспомнить её работу для другого всемирно известного заказчика. В 2014-м Vitra привлекла Кроуфорд к оформлению флагманского шоу-рума бренда — VitraHaus в Вайле-на-Рейне. Чтобы показать предметы финского бренда Artek и самой Vitra в одном пространстве, Кроуфорд создала инсталляцию квартиры воображаемой четы — немки Астрид и финна Гарри. То есть придумала целую семейную историю.

Шоу-рум VitraHausШоу-рум VitraHaus

Ничего удивительного: в центре дизайна Илзе Кроуфорд всегда стоял человек. «Любой проект нашей студии начинается с человека, который будет жить в интерьере. Мы создаем пространства, где комфортно, где ощущаешь себя живым. Интерьер — это больше чем просто набор мебели. Это история о нашей внутренней жизни (interior life)», — остроумно играет словами дизайнер, комментируя свой стиль работы.

Шоу-рум VitraHaus

Это правило работает у Кроуфорд даже там, где, казалось бы, история важнее комфорта. Оформляя интерьер для молодой семейной пары с четырьмя сыновьями в историческом здании эпохи Регентства в Сомерсете, Илзе Кроуфорд сохраняет оригинальную архитектуру дома, но использует каждый метр рационально — чтобы не простаивал. Так, бальный зал она превращает в кухню с мраморным рабочим островом в центре и одновременно — в Lego-зону и пространство для семейной коллекции предметов искусства.

Dinder-House-08

А паркет в залах и комнатах пропитывает маслом, чтобы мальчишки могли колесить по всему дому на велосипедах. «Слегка изношенный, со следами эксплуатации, такой пол смотрится даже лучше», — уверена Кроуфорд.

12. Частный дом в Сомерсете, Англия

 

Дизайн, который трогает

Еще одна особенность почерка Илзе Кроуфорд — внимание к тактильным ощущениям. Стоит хотя бы увидеть — точнее, потрогать — её коллекцию для IKEA, и это становится ясно: пробковые подставки для посуды и табуреты, керамика, стекло, чехлы и ковры из натуральных тканей. «Мы — эмоциональные существа, нам важен тактильный, чувственный опыт», — говорит Кроуфорд.

Наше впечатление о пространстве больше складывается из того, что нас окружает в пределах шести дюймов, чем из того, что мы видим вокруг.

На iSaloni этого года дизайнер курировала выставку Академии дизайна Эйдеховена Touch Base, посвященную осязанию. Эту же тему Илзе Кроуфорд развивает в своей книге The Sensual Home — о восприятии дома не только зрением, но всеми чувствами. Стоит ли говорить, что в интерьерах Studioilse текстуры играют на равных с визуальными средствами — цветами и формами. В одной из свежих работ студии, шале в Альпах — «доме вдали от дома», — выразительное фактурное дерево на полу и стенах контрастирует с глянцем кухонной мебели и холодом стальных столешниц.

А в небольшом 12-комнатном отеле Ett Hem в Стокгольме, под который был перестроен исторический дом в духе движения искусств и ремесел (Arts and Crafts), уют создают бархат, плетение, шерсть, кожа и дерево.

Чем более виртуальным становится наш мир, тем больше нам нужно физических ощущений.

Характер нордический

Что касается стилевых ориентиров Илзе Кроуфорд, она любит классику XX века, при этом ей близки по духу и современники, и следующее поколение — студии Doshi Leven и Studio Job, голландцы Гис и Альдо Беккер, Торд Бунтье. Кстати, последний своим успехом во многом обязан англичанке: в 2002-м Кроуфорд, работая над имиджем Swarovski, привлекла тогда ещё малоизвестного молодого голландца к созданию люстры для бренда, в результате чего родилась знаменитая Blossom в виде цветущей ветви с кристаллами.

tordboontie-03
Люстра Blossom Swarovski

В то же время Илзе Кроуфорд не боится эклектики: например, в старинном доме в Сомерсете современная кухонная мебель соседствует с пышной люстрой.

12. Частный дом в Сомерсете, Англия

Впрочем, Кроуфорд удается смешивать стили очень деликатно — вещи с отсылкой на прошлые эпохи смотрятся органично в настоящем времени. И даже витиеватый декор приобретает какую-то скандинавскую аккуратность. Разгадка — в северных корнях Илзе Кроуфорд: её мать — датчанка, родом с Фарерских островов. Отвечая на вопрос, как происхождение повлияло на её стиль, дизайнер говорит: «Это влияние на бессознательном уровне. Я выросла в современном доме с теплой атмосферой — идеальном по датским представлениям. А скандинавы одними из первых начали делать современную мебель из дерева и других натуральных материалов вместо металла. Да и вообще, в скандинавских странах современный дизайн повсеместно вошел в жизнь раньше, чем, например, в Великобритании. Поэтому я росла с мыслью, что весь мир так же современен».

Помимо предметов мебели для собственных интерьерных проектов и других компаний, в списке работ Илзе Кроуфорд есть пара интересных юбилейных моделей. В 2010 году к 75-летию бренда Artek дизайнер одела в мех «Танк» — «Кресло 400», спроектированное финским дизайнером Алваром Аальто в 1936-м.

HR_Artek_Armchair_400_upholstered_with_reindeer_hide_2_photo_David_Lundberg_0

А в 2015-м она тактильно преобразила другой культовый предмет — обила длинной овечьей шерстью кресло Reclining Робина Дея в честь столетия со дня рождения британского дизайнера.

Robin-Day-Centenary-Edit,-Ilse-Crawford,-twentytwentyone-01

 

4 интерьера Илзе Кроуфорд

Один жилой и три общественных – но кажется, будто тоже жилых.

 

Дизайн-галерея The Apartment в Копенгагене

The_Ap_21_216

Датская галерея специализируется на европейском винтажном дизайне 1930-1960-х годов, а также представляет современных дизайнеров со всего мира. В здании XVIII века Илзе Кроуфорд обустроила пространство так, чтобы оно выглядело обжитым, без строгих рамок и пьедесталов, и располагало к оживленным беседам в домашней обстановке.

 

Жилой дом Two Two Six в Гонконге

2

Многоквартирный дом в одном из старейших районов Гонконга требовал тотальной реконструкции. При проектировании респектабельного жилья бюро Studioilse вместо глянцевых поверхностей и изобилия декора использовало простые, но эффектные приемы и тщательно поработало с архитектурным контекстом территории.

5 4 3 1

 

Центр Duddell’s в Гонконге

2

Место средоточия творческой богемы для обмена идеями, развлечения и отдыха. Двухэтажное пространство с пышной террасой, просторной гостиной и рестораном с двумя мишленовскими звездами само по себе не является ни музеем, ни галереей, но благодаря обилию арт-работ воспринимается как эклектичное пристанище бывалого коллекционера.

346

 

Лаундж-зона в аэропорту Гонконга

7

Самая большая лаундж-зона The Pier авиакомпании Cathay Pacific предлагает путешественникам отвлечься от напряженного графика и отдохнуть, наслаждаясь домашним комфортом. На территории The Pier помимо прочего расположились элегантный чайный домик, популярная лапшичная и умиротворяющая комната релаксации.

Рекомендовать друзьям