Портрет дизайнера: Лекс Потт
дизайнер Лекс Потт
Фото: Studio Lex Pott

Как голландский дизайнер Лекс Потт буквально оживляет предметы, ускоряя процесс их старения.

Лекс Потт родился и вырос под Амстердамом, в городе Хилверсюм. В детстве его страстью были корабли: он мастерил их из «природного мусора», который приносил из леса неподалеку от дома, а на паруса пускал старые пластиковые пакеты. Окончив в 2009 году Академию дизайна в Эйденховене, Потт в каком-то смысле вернулся к кораблям: открыл дизайн-студию на территории старых верфей на окраине Амстердама. Но интересно, что новым источником его вдохновения становится процесс, разрушительный для морских судов, — окисление. Лекс Потт экспериментирует с металлами, чтобы посмотреть, как они меняются, окисляясь. В том, что принято считать старением и деградацией, он видит особую красоту и новые дизайнерские возможности материала.
lex-pott-true-colours-14

Приходится воссоздавать самые разные условия, использовать всевозможные химикаты, чтобы сымитировать то, что делает природа.

 

True Colours Panels

Первый плод такого союза дизайна и химии — панели True Colours 2010 года. Подопытными стали несколько металлов — медь, алюминий, железо, а также сплавы — латунь, сталь. Лекс Потт использует для создания вариаций цвета медный купорос и аммиак, обрабатывает металлы в соляных ваннах и подвергает воздействию газов в закрытых камерах.

lex-pott-true-colours-7

Добытая медь — зеленого цвета, железо — оранжево-коричневое. Искусственно окисленные поверхности дают представление о том, в какие цвета окрашены металлы в природе. Но и естественный процесс окисления может проходить по-разному, это зависит от уймы факторов — например, от глубины залегания руды, от контакта с воздухом, от близости к воде. Поэтому приходится воссоздавать самые разные условия, использовать всевозможные химикаты, чтобы сымитировать то, что делает природа.

 


True Colours Shelves

В 2011 году дизайнер переносит этот метод с абстрактных панелей на реальный предмет интерьера — стеллажи. True Colours Shelves — гибриды из «культурного» обработанного и «дикого» окисленного металла. И хотя окисление проходит в лабораторных условиях, полностью взять процесс под контроль нельзя: два листа меди, окислившись, станут синими, но это будет не один и тот же синий.

Как промышленный дизайнер, я так или иначе пытаюсь создавать предметы, которые мог бы копировать снова и снова. И сначала я был озадачен тем, что в случае с окислением всегда выходит по-разному. Но со временем начал находить в этом особый шарм. Правда, возникают некоторые сложности при продаже: люди хотят купить именно то, что они уже видели, а по факту обнаруживают нечто немного иное. Каждый раз приходится рассказывать им всю историю с самого начала.

lex-pott-true-colours-21

 

True Colours Vases

Тема обработанных и необработанных поверхностей получает развитие в коллекции ваз True Colours 2013 года, выпущенной в сотрудничестве с датским брендом &tradition. Цилиндрические вазы высотой от 10 до 24 сантиметров предельно лаконичны по форме, но акцент — вновь на цвете и текстуре. Каждая будто бы составлена из двух совершенно непохожих, даже контрастных материалов, но на самом деле это один и тот же металл. Сначала вазы целиком подвергались окислению, а затем нижняя или верхняя часть была очищена и отполирована. Так Потту удалось в одном предмете показать разнообразные возможности того или иного металла.

lex-pott-true-colours-vases-20-photo-lex-pott

Проект начался с проблемы выбора цвета, с которой я столкнулся, как и всякий дизайнер. Всегда хотел работать с цветами, но не мог понять, как использовать их осмысленно. Дело в том, что вы оказываетесь перед слишком широким выбором: вопрос не только в том, какой цвет выбрать, но в том, почему именно этот, а не другой. В проекте True Colours мне наконец удалось всё расставить на свои места: цвет обрел смысл. Каждый металл окисляется по-своему, и именно получившийся цвет неразрывно связан с конкретным материалом. Так, цвет становится носителем информации — рассказывает о том, какой материал перед вами.

 

Transience

Другое исследование природы цвета — коллекция зеркал Transience («Быстротечность») 2011 года, созданная Лексом Поттом в сотрудничестве с бывшим однокурсником Дэвидом Дерксеном. Идею дизайнеры берут с поверхности старых зеркал: они изучают природу темных пятен, которые со временем появляются на зеркалах из-за окисления слоя серебра. Конечно, чтобы этот процесс произошел естественным способом, пришлось бы подождать несколько десятков лет, но дизайнеры ускоряют время, обрабатывая серебро зеркал серой. В зависимости от продолжительности взаимодействия элементов поверхность обретает разные оттенки — от золотистого и коричневого до фиолетового и даже ярко-голубого: чем дольше реакция, тем глубже тон. Форма зеркал и рисунок работают так, что кажется, будто перед нами — ряд наложенных друг на друга «стадий», через которые проходит зеркало в процессе старения. В 2013-м и 2015-м дизайнеры расширили линейку, выпустив зеркала в новых версиях.

lex-pott-and-david-derksen-transience-03

 

Alteration

В 2015 году Лекс Потт в честь 80-летия знаменитого стула A французской компании Tolix выпустил ремейк юбиляра. Оригинал был спроектирован основателем бренда Ксавье Пошаром из оцинкованного листового металла — дизайнер уделял много внимания способам защиты своей мебели от внешних воздействий. Версия легенды в исполнении Потта из окисленных металлов, наоборот, изображает, что над стулом художественно поработало время — как-никак, пошел девятый десяток.

tolix_ftf_lex_pott_cmyk

 

Château 150 Lex Pott Edition

Метод работы Лекса Потта с металлами в этом году оценил легендарный производитель кухонных плит с вековой историей — французская мануфактура La Cornue. Бренд привлек голландского дизайнера к разработке современной версии модели Château 150. Так, латунные поверхности плиты после окисления обрели глубокий синий оттенок с благородными разводами.

Эта плита демонстрирует оригинальный цвет и текстуру окисленной латуни — таким мог бы стать материал через много-много лет, но мы ускорили процесс. Мне нравится контраст между неоднородным рисунком патинированных поверхностей и идеально отполированными деталями.

 

Интервью Лекса Потта для Homeguide

Вас в каким-то смысле можно назвать последователем Маартена Бааса, который, по-своему, тоже «состаривал» предметы — с помощью огня. К тому же вы оба выпускники академии Эйндховена… Вас наверняка не раз сравнивали — или я ошибаюсь? Как вы относитесь к его творчеству?
Благодарю за сравнение. Однако впервые его слышу. Восхищаюсь работой Бааса, но, полагаю, у нас разные методы. Я не считаю себя дизайнером, который в полной мере работает с формой. Основной источник вдохновения для меня — в природе, материалах и техниках. Именно поэтому стараюсь рассказать историю того, из чего предмет сделан. То есть если использую дерево, камень или металл, вы можете видеть его в первозданном виде. Это также подчеркивает контраст между естественными, природными контурами и безупречной промышленной геометрией.

Как вы вообще решили окислять, травить предметы?
Травление было первым, на что я обратил внимание после выпускных работ. Всегда хотел использовать цвет, но не мог найти достойного повода. Однажды обратил внимание на металлы, которые очень живописно старятся под воздействием времени и погоды. Попытался обыграть это свойство, показав материал совершенный и материал, изменившийся со временем. Получается, у каждого металла два своих цвета. Таким образом я мог использовать различные металлы и при этом создавать собственную цветовую палитру.

oxide_process_7

Приятное в этом то, что я пытаюсь языком дизайна и рассказать историю, и показать процесс. Это позволяет принимать участие в разработке самых разных проектов и продуктов.

Как полнится ваша серия «травленных» предметов? Что мы сможем увидеть в ближайшее время, после кухонной плиты для La Cornue? Возможно, кто-то из новых брендов уже обратился к вам — и вы можете рассказать, что вскоре увидит свет?
Сейчас работаю над новыми проектами, где применяется эта технология, но пока не могу ничего об этом рассказать. Потерпите немного, через несколько месяцев вы увидите то, о чем спрашиваете.

Здесь можно посмотреть фотографии лекции Лекса Потта, прошедшей в Краснодаре в рамках Wonderful Design Week.

Рекомендовать друзьям