Огнеупорный: как жег и продолжает жечь дизайнер Маартен Баас
дизайнер Маартен Баас
Фото: архивы журнала Hi home

Что только ни делал голландский дизайнер с мебелью — и замачивал, и царапал, даже бросал с высоты… Пока воображение не разожгло в нём настоящий огонь, который полностью поглотил Маартена. А заодно и некоторые предметы старинной мебели. Обугленные вещи в итоге приобрели новое звучание, а дизайнер — всемирную известность и признание.

Маартен Баас родился в немецком городке Арнсберг, однако ещё ребенком переехал в Голландию. Там он поступил в Академию дизайна, базирующуюся в Эйндховене, и уже на первых курсах заявил о себе, создав подсвечник Knuckle, который сразу же попал в промышленное производство: компания Pol’s Potten включила его в свою линейку.

дизайнер Маартен Баас предметы

Спустя пять лет Баас произвел настоящий фурор своей дипломной работой — серией обожженной мебели под говорящим названием Smoke («Копоть», «Дым»). Эксперимент, который был призван выразить идею, что вещи при деформировании обретают особый шарм и ценность, принес молодому дизайнеру мировую известность. Работа удостоилась премий Rene Smeets Award и Melkweg Award. Но главное — коллекцию оценил Марсель Вандерс, запустивший выпуск «обугленной» мебели под брендом Moooi.

дизайнер Маартен Баас smokeдизайнер Маартен Баас smoke

А в 2004-м галерист Мюррей Мосс представил в своей нью-йоркской галерее Moss выставку работ Бааса Where There’s Smoke («Нет дыма без…»). Каждый из 25 предметов был обожжен бензиновой горелкой, а затем покрыт прозрачной эпоксидной смолой. С тех пор Маартен известен как Burning Baas.

В 2009 году Маартен был назван дизайнером года по версии Design Miami. Голландец стал самым молодым обладателем титула в истории конкурса.

Сам Баас считает свой дизайн «спонтанным». Он не стремится к массовому производству — ему достаточно представить один проект в год, показав новую идею и технику исполнения.

дизайнер Маартен Баас

К примеру, коллекция Hey, chair, be a bookshelf («Эй, стул, будь книжной полкой!») представляет из себя множество привычных предметов мебели, которые объединены в сложные объекты с новым назначением. Стул становится удобной книжной полкой, абажур от светильника — оригинальной вазой, а скрипка — изящной вешалкой.

дизайнер Маартен Баас Hey, chair, be a bookshelf

Для создания мебели из коллекции Treasure Furniture Баас использовал отходы, которые ему предоставили различные мебельные фабрики. Материала хватило на 58 обеденных столов и 23 кресла.

дизайнер Маартен Баас предметы

На выставке Salone del Mobile 2006 года Баас продемонстрировал серию Clay Furniture. Стулья, тумбочки, столы, стеллажи, вентиляторы — вся серия вылеплена вручную из синтетической глины (пластика), нанесенной на металлический каркас, и очень напоминает пластилиновую мебель. Позже Clay Furniture переросла в коллекцию The Plain Collection, которая впервые была представлена в Spazio Rossana Orlandi.

 

Для шанхайской галереи Contrasts Gallery Баас создал коллекцию China, используя традиционные предметы китайского массового производства. Взять хотя бы Plastic Chair in Wood — обычный пластиковый стул, каких валом, к примеру, в забегаловках на Черноморском побережье. Только в исполнении Бааса он вовсе не пластиковый , а из дорогой породы дерева.

дизайнер Маартен Баас предметы

Ещё более удивительна серия Sculpt, которая создана на основе эскизов с неровными линиями и искривленными поверхностями, которые были увеличены до больших размеров и воспроизведены без изменений.

Очередной нашумевший проект дизайнера — Real Time. Два фильма, в одном из которых, Sweepers Сlock, часовые стрелки выполнены из мусора, их в течение дня передвигают два человека. В другом, Grandfather Сlock, стрелки рисует человек, находящийся внутри часов.

дизайнер Маартен Баас предметыдизайнер Маартен Баас предметы

В 2005 году Маартен начал сотрудничество с Басом ван Гердером, который с тех пор отвечает за изготовление и производство всех работ дизайнера. C 2012 большая часть предметов, созданных Маартеном, выходит под брендом Den Herder Production House (DHPH).

В последнее время дизайнер вплотную занялся светом. В 2014-м на миланской i Saloni Баас представил люстру Das Pop для чешского бренда Lasvit, а через год создал коллекцию подвесных светильников в форме воздушных шаров из матового и цветного стекла под тем же названием. Плафоны изготавливаются традиционным выдувным способом, а украшают верхушки светильников глиняные наконечники неправильной формы.

дизайнер Маартен Баас предметы

Совместно со своим другом, дизайнером Бертьянои Потом, Баас создал для DHPH коллекцию ламп и зеркал LEDS Clay.

дизайнер Маартен Баас предметы

Ещё в 2015-м дизайнер отметился шезлонгом Beach Chair для мебельной коллекции Louis Vuitton.

дизайнер Маартен Баас предметы

Я — предметный дизайнер, Louis Vuitton — это про путешествия. Я размышлял, где должны соединиться два этих мира. В итоге получился Beach Chair — такой портфель, который вы носите на море, а не в офис.

Каркас вручную сделан из полимерной глины (такой же, как в коллекции мебели Clay), текстильное плетение — из фирменного хлопкового холста бренда (именно из такого материала Louis Vuitton делает подкладу в своих сумках). Unique Edition в черном цвете Баас сделал собственноручно.

дизайнер Маартен Баас предметы

Рекомендовать друзьям