Как появился культурный центр «Типография»
Культурный центр Типография
Фото: Михаил Ступин, Левон Зироян, Юга.ру, архивы КЦ «Типография»

«Типография» появилась в 2012 году как выставочная площадка, в первую очередь для арт-группировки «ЗИП» и других активистов КИСИ, Краснодарского института современного искусства. Несколько помещений бывшей типографии «Советская Кубань» в самом центре города достаточно скоро облюбовали не только разномастные художники, но и другая творческая публика, а «Типография» сама собой сформировалась как культурный центр и едва ли не самое обсуждаемое в местных медиа общественное пространство в Краснодаре. Мы встретились с основателем «Типографии» Николаем Морозом и ее совладельцем Евгением Руденко, чтобы узнать, зачем первый основал, а второй стал совладельцем, и что ждет культурный центр в 2015 году.

С «зипами» познакомился спонтанно. Как-то Дима Парий сказал мне, что на ЗИПе открывается выставка молодых современных художников, дал контакт. Я позвонил, спросил, можно ли посмотреть. «Зипы» обрадовались моему вопросу. Я тогда предположил, что на них почти никто не ходит: парень не хотел класть трубку, видно было, ему поговорить хотелось, наверное, с каждым, кто проявил интерес. Подумал про себя: какие ребята открытые — незнакомому человеку столько внимания уделить. Короче, я приехал. Постоял в сторонке, посмотрел на всё это дело. Не разобрался, искусство передо мной вообще или фигня какая-то. Но сразу почувствовал: мне нравится атмосфера старого завода и окружающие меня люди — художники и активисты движения «ЗИП», всего человек 10-15, увлеченные такие, с горящими глазами. Пришел туда еще пару раз. Понял, что это прогрессивно и за этим будущее.

У ребят не всегда были деньги на материал для работ и транспортировку произведений на выставки в другие города. Решил немного поучаствовать. А потом узнал, что сдается интересная площадка в центре, помещения бывшей типографии «Советская Кубань». Предложил «зипам». Сказал, если займемся вместе, то должно получиться. Сможем увеличить выставочное пространство, еще что-то интересное придумаем. Начали делать, в основном сами, что не могли, нанимали строителей. И вот появился совместный проект «Типография».

Помню, к нам приезжала основательница московской галереи XL Елена Селина, мы еще стены красили. Она посмотрела и сказала: «Молодцы, хорошее дело делаете». Мы, конечно, еще больше уверовали в наше начинание.

Культурный центр Типография Культурный центр ТипографияКультурный центр Типография

Не было никакого культурного центра, мы прежде всего хотели увеличить выставочную площадь. Ну, и улучшить посещаемость. Здесь всё-таки центр, после работы относительно просто добраться, не то что на ЗИП. Культурным центром «Типографию» впервые назвала, кажется, Нина Шилоносова. Когда человек с таким богатым опытом называет площадку культурным центром, стоит как минимум задуматься. Мы начали проводить лекции, кинопоказы и со временем действительно переросли в нечто похожее на культурный центр.

Мы долго что-то переделывали, ремонтировали — это ведь затраты. Плюс 140 тысяч аренды каждый месяц, не считая коммуналки. Я задумался над экономической моделью, которая позволила бы зарабатывать на погашение аренды. На тот момент в Москве и других крупных городах набрали популярность коворкинги. Прикинул в уме: не требует серьезных затрат на открытие, сама концепция нам вроде бы по духу. Будем привлекать сюда людей не только из мира искусства, но и других креативных сфер. Творческая концентрация повысится, к тому же будем какие-то деньги на аренду зарабатывать.

Основатель Типографии Николай Мороз

«Зипы» согласились, мы вместе всё подготовили. Но проработав несколько месяцев, увидели, что те деньги, которые приносит коворкинг, погоды нам не делают. Модель не прижилась. По крайней мере, в этих стенах. Еще денег вложил, открыли хостел. Вроде бы полегче стало, но не намного: постоянные стройки, аренды, плохо организованная работа в самом центре — видно, из меня командир не лучший. Трудные были времена. Ходил немного пригнутый под грузом таким.

Культурный центр ТипографияХостел в Типографии

На тот момент мы уже хорошо общались с московским «Гаражом». У них крутой менеджмент, всё поставлено грамотно. К нам приезжал директор Антон Белов. Спросил его, что бы такое внедрить, чтобы «Типография» заработала, продолжала жить. Антон много советовал — работа со спонсорами, всё такое. Часть идей мы откинули. А патронаж оставили. Начали прорабатывать, и первым откликнулся Евгений Павлович. С его приходом я хоть расправил спину.

Я давно следил за ребятами, правда, путался: «ЗИП», КИСИ — разные это люди или одни и те же. Тут еще «Типография» появилась… Смешалось всё. Еще на «Югах» я заметил, что любое шевеление, связанное с «зипами» и «Типографией», вызывает в редакции оживление, в ленте обязательно появляется новость, фоторепортаж. Я с интересом следил, но побывать на выставках как-то не доводилось. Тут Антон Смертин, редактор «Югов», показал мне публикацию про патронаж, мол, может, меня заинтересует. Он в контексте «Югов» предложил, поскольку «Типография» представлялась удобной площадкой для дискуссионных клубов, которые мы регулярно проводили и постоянно бегали в поисках подходящего места.

Культурный центр Типография
«Дискуссионный клуб» портала ЮГА.ру в «Типографии»

Помню, смешные деньги просили — 15-20 тысяч на полгода, с физических лиц вообще по 1000, по 500 рублей. Понятно, что круг людей, которым интересно происходящее в «Типографии», — может, несколько сотен человек, из них лишь десятки — активные энтузиасты, приходящие сюда регулярно. Сколько с таких можно собрать? Из тех, кто реально интересуется, деньги дадут 5-10 процентов, не больше.

Созвонился с ребятами из «Типографии». Выяснилось, что тысяч 50 они собрали, и большей частью давали знакомые, чтобы поддержать. Я испытывал такое же желание. Но, думаю, сейчас одноразово поддержу — а что дальше, что будут делать через месяц-другой? Тогда мне и пришла мысль как-то влиться в это движение, чтобы постоянно быть в курсе и оказывать посильную помощь.

 

Встретились с Колей и «зипами», рассказали мне, что здесь вообще происходит. Я утвердился, что мне нравится сама атмосфера «Типографии» и люди, которые ее создавали. «Зипы» очень позитивные, без всякого зазнайства, каких-то понтов и требований. Они просто делают то, что им нравится, и тем самым вовлекают других. Кто не вовлекается — пожалуйста, у вас своя жизнь. Никакого насилия — только силой личного примера они притягивают сюда хороших людей. Мне такие нравятся. Я решил, что хочу быть здесь, что должен участвовать.

Мы для себя вырабатываем те направления, которые не вызывают в нас самих внутреннего противоречия. Мы понимаем, что не хотим заниматься политикой, углубляться в религию. Любой уклон в какую-то стороны, может, и интересен, он ведет тебя глубже, дальше. Но ты рискуешь потерять других сторонников, которых этот путь может оттолкнуть.

«Типография» должна быть уютным местом, куда тянет. Не важно, кинопоказ здесь проходит, лекция или выставка — сюда просто хочется прийти, потому что здесь ты увидишь своих знакомых, близких по духу людей, сможешь пообщаться с ними. Плюс к этому что-то интересное будет на мероприятии.

Периодически у нас проходят лекции и семинары, которые к искусству отношения, в общем-то, не имеют, но как научно-образовательная часть — почему бы и нет. Мы сдаем пространство «Типографии» в аренду и видим, что пересечение аудитории достаточно существенное — в большинстве своем тем людям, которых привлекает искусство, интересны и общекультурные знания. Лохотроны вроде «как быстро стать миллионером» мы, само собой, не пускаем.

Здесь может появиться торговля. Незначительная — так, в поддержку проекта. Товары с символикой «Типографии», может, проходящих выставок, сувениры те же — чтобы что-то на память оставалось. Но вопрос пока открытый. Прежде всего, нужен человек, который должен понимать публику — что она будет покупать и для чего вообще всё это делается, а не просто торговать, чтобы заработать. Последний сценарий — не наш путь.

Культурный центр Типография

Николай Мороз: Колесников (краснодарский художник Владимир Колесников — прим. автора) говорит мне недавно: «Большое дело вы с Евгением Павловичем делаете. В девяностые годы художники замкнулись каждый в своей мастерской, создавали, сами не зная, зачем, для кого. Ни поддержки, ни контактов со столичными галереями. Тишина». С развитием «Типографии» молодые художники видят поддержку и не чувствуют себя брошенными.

Евгений Руденко: Они видят перспективу для роста. Пример «зипов» показал, что реально превратиться в художника, которого заметят. Сделать имя, участвовать в выставках, попадать в каталоги, получать профессиональные оценки и корректировать путь дальнейшего развития, меняться. Общение ведь очень много значит для художника. Не просто друзья, которые всегда поддержат и похвалят. Нужны мнения компетентных людей со стороны, которые видели много искусства и разбираются в нем. К слову, к нам в центр приезжают лучшие российские галеристы, лекторы, критики.

Николай Мороз Типография
Открытие выставки работ из коллекции Николая Мороза «Строители весны». Рядом с Николаем – куратор выставки Алиса Савицкая, начальник отдела выставок Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород).

Николай Мороз: Наконец налажен культурный обмен между художественными организациями и просто активистами в разных городах и странах. С «зипами» сейчас сотрудничает вся Россия, Европа тоже. Они постоянно на связи. Показываем, что происходит у нас, смотрим на активности у других. Отправляем ребят в арт-резиденции, привозим к нам интересных художников.

Прогресс идет. А не то что мы тут замкнулись в «Типографии» и клипаем свое искусство кубанское.

Евгений Руденко: Знаете, как таймшер, когда ты покапаешь какую-то виллу и она в твоем распоряжении две недели в году. В остальное время она принадлежит другим участникам — владельцам апартаментов, и ты можешь поехать в другую виллу. Участники путешествуют по всему миру, владея имуществом в одном месте.

«Зипам» и другим краснодарским художникам нужна своя выставочная площадка. Они могут возить свои выставки другим, а другие сюда. Это такой таймшер в формате искусства.

«В январе покажем наши, «зиповские» работы. В феврале стартует большой архитектурный проект «Станция город. Архитектурная лаборатория» под кураторством Натальи Машталир. В марте пройдет выставка скульптора Валерия Казаса, в апреле — художника Владимира Мигачёва. Обязательно организуем выставки Ивана Дубяги, Станислава Серова и Владимира Колесникова. Хотим пригласить дуэт «Миш Маш» из Москвы и художника из Екатеринбурга Владимира Селезнёва. На май 2015-го запланирована итоговая выставка участников школы «Искусство быстрого реагирования». Летом ждем интересных художников со всей России и делегацию из Германии — объединение «Карантин».

Рекомендовать друзьям