Manifesta без манифеста: итоги биеннале современного искусства в Санкт-Петербурге
Фото: архивы Manifesta 10, Алексей Пономарчук, Егор Рогалев

К европейскому биеннале современного искусства Manifesta, впервые проходящему в стране Восточной Европы, Санкт-Петербург и Эрмитаж готовились со всей душой. В итоге критической отметки достигли волнения не только культурные, но и общественные — вопреки четкой позиции куратора Каспера Кёнига, желавшего сделать событие, а не высказывание. Петербургский продакт-дизайнер, редактор портала tutdesign.ru Ярослав Мисонжников с рассказом об открывшейся биеннале, которая будет работать до конца октября.

«Биеннале современного искусства Manifesta 10 стало для Петербурга не просто одним из самых важных культурных событий последних лет, но и действительно явлением общегородским. О ней говорят местные жители — сначала, правда, в связи с политическими протестами западной общественности, и только теперь — благодаря яркой экспозиции современных художников. Все обсуждают разбитую о дерево зеленую «шестерку» во дворе Эрмитажа и перенос полотен Матисса с третьего этажа Зимнего дворца, где он провисел десятки лет, в здание Главного штаба. Резонанс.

Параллельная программа Manifesta 10 объединила свыше шестидесяти мероприятий на разных городских площадках. Самой масштабной из них стала экспозиция в здании Кадетского корпуса на Васильевском острове, где были представлены художники молодого поколения.

Manifesta 10 изначально была ориентирована на локального зрителя, а не на то, чтобы поразить избалованную европейскую публику, поэтому организаторы сделали акцент на образовательной миссии проекта. Одной из важнейших задач стало знакомство местных жителей с современным искусством, возможность показать его развитие шаг за шагом, — вот почему в экспозицию вошли полотна Матисса, Рихтера, Бойса и Малевича. Организаторы постарались сделать событие максимально доступным для широкой аудитории, поэтому появились бесплатные экскурсии по экспозиции, недорогие карманные гиды, которые практически дублируют основной каталог, путеводители для детей и цена входного билета в размере 100 рублей.

Кроме того, Manifesta 10 активно участвует в городских мероприятиях, будь то музыкальный фестиваль Stereoleto или фестиваль «Открытая библиотека», а на главных улицах города появились оранжевые информационные пункты биеннале, напоминающие ящики для транспортировки объектов искусства. Рекламные баннеры расклеены по всему городу, и теперь даже водитель маршрутного такси знает, что такое Manifesta 10 и где она. Другими словами, образовательная программа принесла свои плоды — чего стоят только десятки тысяч хэштегов #manifesta10 в Инстаграме.

IMG_2926
«Манифеста 10». Открытие. Фото: Егор Рогалев
IMG_2963
«Манифеста 10». Открытие. Фото: Егор Рогалев
IMG_3007
«Манифеста 10». Открытие. Фото: Егор Рогалев

Основной выставочной площадкой биеннале стало недавно отреставрированное здание Главного штаба. В скором времени в нем расположится постоянная экспозиция современного искусства из коллекции Эрмитажа, а пока там царит Каспер Кёниг — куратор Manifesta 10. Темой своего кураторского исследования он выбрал сам Эрмитаж, а приглашенным художникам предоставил полную свободу самовыражения, назвав биеннале «Манифестой без манифеста». Как результат, некоторые работы непосредственно связаны с музеем — например, проект об эрмитажных кошках Эрика ван Лисхаута или самая масштабная инсталляция выставки — «Срез» Томаса Хиршхорна, показавшая неприхотливо обставленные интерьеры петербургских квартир, в которых висят подлинники Малевича, Филонова и Розановой. Других художников, таких как Тимур Новиков и Владислав Мамышев-Монро (фото его работы «Трагическая любовь» 1993 года — на основном фото к этой статье), и подавно связывают с Петербургом и музеем очень долгие отношения. В целом же Каспер Кёниг попытался изучить роль Эрмитажа в современном обществе и спрогнозировать будущее музея».

M10_gsb_hirschhorn_thomas_ABSCHLAG+artist
Томас Хиршхорн на фоне своей работы «Срез», 2014. Металлическая конструкция 16,5 × 9,36 × 3,25 м. Картон, строительный скотч, дерево, фанера, фольга, пластиковые и вентиляционные трубы разного сечения, пенопласт, акриловая краска. Мебель для убранства комнат: 6 столов, 6 кроватей, 6 стульев, 12 тумбочек, 6 комодов, 6 кресел, 6 батарей, 6 шкафов, 6 люстр, 6 настольных ламп; работы Казимира Малевича, Павла Филонова и Ольги Розановой из коллекции Государственного Русского музея.
Erik van Lieshout
Эрик ван Лисхаут, фрагмент инсталляции «Фундамент», 2014. HD-видео, звук, ксерокопия, дерево.
Vladislav Mamyshev-Monroe. Tragic Love. 1993. Black _ white photo, hand-colored. Courtesy of the Artist's estate Из серии «Несчастная любовь». 1993. Ч/б фото, авторская раскраска
Владислав Мамышев-Монро, из серии «Несчастная любовь», 1993. Ч/б фото, авторская раскраска.
Timur Novikov. Tractor. 1987 Acrylic on textile (162 x 193 cm) Collection of the artist family SPb
Тимур Новиков, «Трактор», 1987. 162 x 193 см, акрил на ткани.
wp_dumas_marlene_IMG_9311
Марлен Дюма, «Великие люди», 2014. 16 рисунков (Алан Тюринг, Юрий Егоров, Тимур Новиков, Сергей Эйзенштейн, Теннесси Уильямс, Сергей Дягилев, Джеймс Болдуин, Михаил Кузьмин, Вацлав Нижинский, Антон Красовский, Леонард Матлович, Дмитрий Чижевский, Николай Гоголь, Евгений Харитонов, Петр Чайковский, Рудольф Нуриев). Бумага, тушь, карандаш, 44 × 35 см.
M10_wp_favaretto_lara-0001
Лара Фаваретто, экспозиция (скульптуры Digging и Kicking), 2014. Бетон, железо.
Guy-Ben-Ner-4_fin_highres
Гай Бен-Нер, набросок работы «Избыточный Отдых», 2014. Коллаж в Фотошопе.
M10_gsb_alys_francis_study
Франсис Алис, «Лада “Копейка”», 2014. При участии брата Фредерика, Константина Фелькера и Жюльена Дево.
M10_wp_alys_francis_car
Франсис Алис, «Лада “Копейка”», 2014.
M10_gsb_nauman_bruce_install
Брюс Науман, «Картографирование мастерской I (Ни в коем случае Джон Кейдж)», 2001. Фото Стюарта Тайсона
6_WS_Cabaret Crusades_The Path to Cairo, 2012_HD video_Color_Sound_60min_19 PC still
Ваэль Шауки, «Приключения Кабаре: Дорога в Каир», 2012. Кадр из видео, 60:53 мин.
HO_48045A_fin_high_res
Хенрик Олсен, «Истеричные мужчины 3» 2014. Холст, печать на газетной бумаге, гуашь.
wp_bourgeois_louise_IMG_9945
Луиза Буржуа, «Институт», 2002. Модель — серебро, витрина — сталь, стекло, дерево, зеркала.
N.Eisenman_It_is_so_2014_fin_highres
Николь Айзенман, «Это так», 2014. Холст, масло.
M10_gsb_lassnig_maria_Weltzertruemmerer
Мария Лассниг, «Разрушитель мира», 2001. Холст, масло.
M10_gsb_liden_klara_install1
Клара Лиден, «Без названия», 2014. Дерево, картон, резина.
M10_wp_nishi_tatzu-0002
Тацу Ниши, инсталляция «Гостиная (Русский дом)», 2014.
M10_gsb_novikov_timur_install2
Тимур Новиков, серия работ «Горизонты», 1980-1991. Акрил на ткани.
The Convict, acrylic on canvas, 150 x 200 cm, 2013
Павел Пепперштейн, «Уголовник», 2013. Акрил на холсте.
M10_wp_richter_gerhard_IMG_9679
Герхард Рихтер, «Обнаженная на лестнице», 1966. Масло на холсте.
M10_gsb_tuerlinckx_joelle_IMG_0238
Жоэль Тёрлинкс, инсталляция «Красная комната», адаптация проекта «A Stretch Museum Scale 1:1», 2002-2014.
gsb_zitko_otto_IMG_9641
Отто Цитко, «Линия против линейности», 2014. Стены, краска.
Рекомендовать друзьям