Что нужно знать о дизайн-студии Nendo
Фото: Nendo

Оки Сато, основатель японского дизайн-бюро Nendo и главный производитель его смыслов, кажется минималистом. Но чистота и простота линий в его случае — не холодность и отстраненность модернистской «вещи в себе», а способ обнажить удивление этим миром, с которого начинаются почти все объекты Nendo.

nendo design
Шахматы Harcourt для Baccarat

Оки Сато родился в 1977 году, провел детство в канадской глубинке, а в 17 лет приехал в Токио, который поразил его до глубины души, и, по словам Сато, до сих пор влияет на его работы. Закончив архитектурный факультет университета Васэда в 2002 году, Сато отправился на Миланскую мебельную выставку в качестве туриста — и решил стать дизайнером.

print_chair24_hiroshi_iwasaki

nendo design
Стулья Printed Chair для Миланской недели дизайна 2014

Вместе с бывшими университетскими товарищами открыл бюро Nendo в том же 2002-м. Сначала компания участвовала во всевозможных локальных конкурсах, чтобы привлечь к себе внимание и заработать денег, но уже в 2005-м Сато сделал Chab-table для De Padova. Этот гибрид стола и подноса открыл для него путь в большой дизайн, а закрепило успех знакомство с Джулио Каппеллини, для которого Сато сделал трогательный, почти простодушный, но в то же время интеллектуальный дизайн — ширму Yuki, «снежинку» по-японски, за которую получил Red Dot Award.

nendo design
Инсталляция Conic-vine для мероприятия Alcantara | Kaleidoscope в рамках Миланской недели дизайна 2014

С тех пор клиенты уровня Каппеллини и профессиональные награды у Nendo исчисляются десятками. Его предметы находятся во всех серьезных музейных и частных коллекциях. Вслед за Токио он открыл офис в Милане и Сингапуре.

space_dipped_shirts09_takumi_ota

nendo design
Инсталляция для модной марки COS в рамках Миланской недели дизайна 2014

В его компании работает около 30 человек, но все первоначальные идеи и конечные решения предлагает и принимает Сато, и со всеми клиентами он встречается тоже сам — при том, что одновременно ведет до 200 проектов.

Я пытаюсь сохранять идеи свежими, избегая слишком многих действий для их воплощения. Вот почему я редко обсуждаю их с другими людьми.

У него никогда не бывает выходных. Ему 37. Он умеет видеть. Классический минималистский объект программно лишен сюжета — но Оки Сато запечатывает историю, иногда анекдот, в каждую свою вещь. Запечатывает всего несколькими движениями: делает слово предметом так, чтобы сквозь него просвечивал смысл.

nendo design
Лампа-душ LampShower для Axor

 

 

В его мебели и интерьерах, между которыми он нащупывает и тут же преодолевает границу («Уменьши пространственное решение — получи мебель, увеличь мебель — получи решение пространства», — говорит Сато), почти нет плоскостей — одни линии. А те, что есть, растворяются в воздухе, сделанные из стекла — как в стеллажах и столиках Deep-sea для Glas Italia, или даже полиэтилена — как в Transparent Chair.

Nendo — по-японски «пластилин». Это именно тот путь, которым я стараюсь идти как дизайнер, — быть гибким и постоянно меняться.

nendo design
Стеллаж и столики Deep-sea для Glas Italia
be254ca539d61059e94307ef1943a3ec
Transparent Chair
nendo design
Посуда Shivering bowls для Triennale Design Museum

Может, поэтому в портфолио Nendo так беспрецедентно мало стульев, кресел и всего, на чем сидят, — ведь сидят на поверхности. Впрочем, Оки Сато блестяще оспаривает этот тезис стулом из проекта Thin Black Lines для Phillips de Pury, в котором эту функцию выполняет множество линий. А в грандиозной инсталляции 80 Sheets of Mountains, показанной на Стокгольмской мебельной выставке в 2013 году, плоскость распадается на линии, разбитая ими наголову.

nendo design
Стул из проекта Thin Black Lines для Phillips de Pury
nendo design
Инсталляция 80 Sheets of Mountains для Стокгольмской мебельной выставки 2013 года
nendo design
Кожаные аксессуары для Colombo
nendo design
Мокасины Envelope для Tod’s

Битва между линией и цветовым пятном — старая история, начатая еще на сломе Возрождения и Барокко. И Оки Сато в этом смысле, безусловно, ренессансный художник. Впрочем, несмотря на то что его объекты вполне можно признать искусством, он четко разграничивает эти две области визуального: художник может делать что угодно, тогда как задача дизайнера — принести радость людям.«Функциональность vs. концептуальность» — вторая битва на офисных полях Nendo в Токио и Милане, заранее проигранная функциональностью уже хотя бы потому, что большинство предметов, над которыми работает команда Nendo, нельзя назвать необходимыми. Ширмы, канделябры, наборы для саке, вазы, грузы для бумаг, рамки для фотографий — это перечисление больше похоже на ассортимент лавки старьевщика или хипстерского магазина безделушек.

Повседневность — вот главный источник вдохновения для всего, что я делаю.

nendo design
Столовые приборы Sekki для Lucky Wood

Но в том-то и дело, что Оки Сато неважно, что делать, — важно, что он сообщает этой вещью. А сообщает он всякий раз — но каждый раз по-разному, — что повседневность похожа на шкатулку с драгоценностями, если смотреть на неё с нужной точки зрение. Вот за это зрение, а не за столы, ковры и многочисленные стеллажи (тоже не самая нужная вещь в цифровую эру), платят их приобретатели — и так любят Nendo критики, музеи и коллеги по цеху.

nendo design
Дом для шиваотных Heads or Tails для Pen magazine

Подход студии Nendo и ее основателя к дизайну прекрасно иллюстрирует серия канцелярских принадлежностей Marks.

Рекомендовать друзьям