Оригиналы против подделок: что дизайнеры говорят про фейки в интерьере
Фото: сайты производителей

Ситуация, когда стулья Eames Plastic Chair появляются едва ли не в каждом дизайнерском интерьере или новом городском кафе, становится анекдотичной. Усилиями копиистов признанная икона дизайна стала признаком моветона. Увы, не только она: Eames Plastic Chair — лишь один из удачных примеров. Кто в этом виноват и что с этим делать, редакция HomeGuide разбиралась вместе с PR-представителем Vitra и Artek в России Маргаритой Морозовой, архитектором Сердаром Яниковым, дизайнерами Андреем Поповым, Денисом Мурым и Анной Усовой.

Как отличить оригинал от подделки

Vitra и другие производители дизайнерских икон маркируют модели-легенды автографами авторов (наносят на плашку или гравируют на материале, из которого сделан предмет). Если это светильник, его «паспорт» обычно скрывается под плафоном, внутри абажура или на патроне. Кроме того, к предметам с историей производитель обычно прикладывает «сертификат подлинности» — книжечку с подробной информацией о предмете и его авторе. Определенные модели можно отличить невооруженным взглядом, не переворачивая: например, у поддельных Panton Chair, как правило, под сидением имеются рёбра жёсткости, которые держат конструкцию (в оригиналах в них нет необходимости, благодаря высококачественному суперпрочному пластику). Кроме того, на основание стула нанесен (отлит в пластике) автограф Вернера Пантона.

Однако копиисты, заработав на первых уродливых имитациях, совершенствуют технологию. Качество подделок в некоторых случаях растёт вместе с ростом аппетитов, в итоге некоторые фейки на первый взгляд трудно отличить от аутентичных моделей, и они не слишком отстают от оригиналов в цене.

Продажа подделок особенно активно ведётся онлайн, через интернет-магазины. При этом продавцы контрафакта используют оригинальные изображения производителей-лицензиатов, которые также охраняются авторским правом. Покупатель выбирает предмет с картинки, принадлежащей Vitra или Knoll, а получает подделку, которая в большинстве случаев разительно отличается от изображения.

Призываю всех, кто опасается нарваться на подделку, воздержаться от покупок мебели онлайн (в любом случае, если это стул, его нужно протестировать, посидеть на нем и оценить эргономику). Выбирая что-то в онлайн-магазинах, обращайте внимание на стоимость (оригинальный стул, скажем, из пластика от известного дизайнерского бренда не может стоить 2000 рублей, то есть порядка 30 евро, если только это не распродажа сэмплов из шоурума и не фабричный sale). А также выучите наизусть названия брендов, которые производят оригинальные иконы дизайна XX века — их не так много. Дилеры китайского контрафакта не указывают в информации о продукте названия марок, они пишут просто: Eames Chair, Noguchi Table и все в таком духе.

Оригинал или подделка?

 

*Цены взяты с сайтов Vitra (по курсу евро на 26.04.2018) и «АлиЭкспресса».

Конечно, и в фэшн-индустрии, и в предметном дизайне есть понятие суперподделки. Точно дороже сумки в переходе, но все равно далека от оригинала. Такого рода подделки можем наблюдать у Handle Studio. Знаю, многие дизайнеры им симпатизируют, но то, что они производят, — жалкая пародия на оригинал. Кстати, если уж речь о Handle Studio, — ребята запускают линейку под собственным брендом и даже объявили конкурс на создание коллекции светильников, что не может не радовать.

Копия настольной лампы Atollo 1977 года, которую сегодня выпускает Handle Studio

Одна из основных причин, почему подделки попадают в проекты, — дизайнеры не думают о бюджете, о стоимости предметов, когда согласовывают проект с заказчиком. Ленятся искать аналоги в другом ценовом сегменте. Та же IKEA радует нас коллаборациями с дизайнерами уровня Hay-Studio или Form Us With Love Studio. И мне не понятно, почему люди с таким презрением относятся к IKEA, при этом с легкостью покупают подделку.

Hay
Стулья по дизайну Hay

Какой выход: Если у меня нет денег на Vitra, Magis, Cassina, я предлагаю IKEA. Изучаю более бюджетные марки – Kristalia, Pedrali, Calligaris… Понятно, что эти компании всегда в роли догоняющих, но они не занимаются прямым копированием.

Стулья Fox по дизайну Патрика Норге, Pedrali

В нашей стране сейчас бум сверхпотребления, через который экономически более продвинутая Европа уже прошла. Люди в массе хотят, чтобы было красиво, как на картинке, дешево и быстро.

 

Дизайнерские предметы даже в более благополучной Европе доступны далеко не всем. Но люди, сочувствующие хорошему дизайну, готовы ждать. Vitra с недавних пор устраивает раз в году грандиозную распродажу выставочных образцов. Со скидкой 50%, а иногда и 70% можно приобрести иконы Имзов или Пруве. Накануне дня распродажи неравнодушные к дизайну люди из соседних и не только городов (благо, кампус разбит на границе трёх государств) выстраиваются в очередь перед входом, подобно тому, как фанаты fashion ночуют у магазинов перед стартом продаж лимитированных коллекций. Один человек может купить максимум два предмета, то есть смести весь склад в одиночку не получится (если только вы не объединитесь в группу единомышленников).

Европейцы собирают «объекты желания» поштучно, по крупицам. Мои друзья из Брюсселя собрали у себя в столовой коллаж из стульев разного происхождения — тут и Moooi, и Kartell, и какие-то безымянные винтажные образцы, и долгожданный стул Пантона (купили у местного дилера Vitra). Выглядит оригинально и не шаблонно, как в каталоге, когда все стулья от одного бренда.

Eames Lounge Chair, Vitra

Какой выход: Во-первых, не все европейские бренды одинаково дороги. Есть марки среднего ценового сегмента, которые менее на слуху, но делают интересные и качественные вещи. Во-вторых, есть интересные коллаборации той же ИКЕА с модными марками вроде HAY и Tom Dixon, они стоят не намного больше подделок. В-третьих, есть новые имена в российском предметном дизайне, молодые таланты, не бумажные проектировщики, а вполне реальные, которые имеют опыт работы с производством. Выйти за рамки заезженных решений (один из стереотипов — пластиковые стулья Имзов для кафе) — разве это не одна из задач дизайнера и дизайна вообще, если понимать его как problem-solving (решение проблемы)?

Светильник Etch mini pendant, Tom Dixon. €145.00

 

При этом я довольно лоялен к тем, кто использует подделки. У самого были дорогие проекты, в которые все равно их ставил, — когда за бюджет уже вышли, а заказчик настаивал на узнаваемом дизайнерском предмете.

Важно не быть заложником дизайнерского продукта: если сомневаетесь, поработать еще месяц-два ради стула или светильника — или купить фейк, купите фейк.

Вообще, главная проблема подделок в том, что 90% дизайнеров идут на поводу у маркетинга. Покупают то, что рекламируется, вместо того, чтобы поискать достойные аналоги.

Какой выход: Сам стараюсь уйти в ремесло. Предмет на заказ — всегда выход из ситуации, когда нужно сэкономить, но и не пожертвовать качеством.

Кресло по дизайну Андрея Попова
Calligaris
Столовая группа Calligaris

В Европе вообще это норма, когда известные дизайнеры создают предметы для широкой потребительской аудитории. Мы в этом смысле, увы, в самом начале пути. И не потому, что у дизайнеров фантазии не хватает, а потому, что с высокотехнологичными производствами проблема. Но в любом случае в этом споре оригиналов и подделок чаша весов перевешивает в пользу оригиналов.

Какой выход: плюнуть на все, взять кредит и открыть собственное производство 😉 Если серьезно — искать аналоги: вроде того же Calligaris, Bontempi Casa, Bonaldo. Или, если так уж хочется приблизиться к высокой эстетике, — найти дизайнера, который нарисует эскиз — близкий к тому, что вам нужно, и отдаст ремесленникам.

Мебель Bonaldo
*Цены взяты с сайтов Kartell (по курсу британского фунта на 25.04.2018) и Desondo.

 

Год назад прислушалась к Алексею Дорожкину (главный редактор Elle Decoration), который, цитируя кого-то из декораторов, отметил, что 30% «китайщины» в дизайнерском интерьере — допустимо. И действительно, если используешь качественные отделочные материалы, оригинальные авторские предметы — и добавляешь каплю Китая, то что в этом плохого? Особенно, если эта капля поможет заказчику уложится в бюджет и сроки реализации проекта.

Какой выход: еще на стадии 3D-проектирования не использовать предметы интерьера, которые заказчик точно не потянет. Тем более не делать такой предмет главным акцентом (а потом покупать подделку).

Фрагмент проекта Анны Усовой. Скульптура лошади под лестницей — Desondo. Диваны в гостиной — Mobel&Zeit, освещение — Artemide.
Рекомендовать друзьям