Основатель Little Greene Дэвид Моттерсхед: «Зеленый и еще более приглушенные нейтральные оттенки — вот что точно будет в ближайшие годы»
Фото: Вета Цукахина

В июне в Краснодар с лекцией приезжал основатель и владелец фабрики английских красок Little Greene, а заодно авторитетный специалист в сфере колористики Дэвид Моттерсхед. Редактор журнала HomeGuide Михаил Родионов встретился с ним и узнал, чем краски Little Greene отличаются от других, как блузка Chanel может поменять представление о цвете и какие оттенки будут преобладать в интерьерах в скором будущем.

Есть немало производителей хороших красок, в одной только Англии наберется несколько зарекомендовавших себя фабрик. Что на их фоне отличает Little Greene?

Прежде всего, происхождение цвета. В палитре исторических цветов Little Greene каждый образец имеет обоснование. Другими словами, каждый — это научное исследование совместно с English Heritage (британская государственная Комиссия по историческим зданиям и памятникам Англии — Прим. ред.) и English Trust (Национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты Великобритании — Прим. ред.). Другие компании тоже стремятся включать в свои палитры исторические цвета. Однако они никогда не делают это на научной основе.

little greene дэвид моттерсхед

Что значит на научной основе?

Смотрите: есть объект, который представляет историческую ценность, и стоит задача найти аутентичный цвет для восстановительных работ. Нам разрешено взять образец, который есть в стене. Если здание старое — ему, скажем, 200-250 лет, — то количество слоев краски доходит до 20. Нас интересуют первые три — это те самые заветные исторические оттенки. Нам нужно определить их, притом что толщина слоя может быть 0,1 или даже 0,05 мм.

little greene дэвид моттерсхед

На первом этапе делаем лабораторный анализ. Необходимо выяснить датировку. Ведь нередко бывает так: мы берем образец, полагая, что он исторический, но на самом деле он относится к послевоенным годам, к 50-60-м. И второе, самое важное — правильно определить красящие пигменты. Сами понимаете, образец настолько мал, поэтому очень сложно распознать оттенок: рамки «от светло-голубого до средненасыщенного синего» слишком широки. Поэтому на этом этапе нам требуется любая другая дополнительная информация об объекте. Всё что угодно, вплоть до описаний в книгах, какие цвета были модными в то время: мы знаем, какой основной пигмент в них есть, так что можем определить искомый оттенок более точно.

На втором этапе подбираем сам оттенок. Многие из пигментов, которые использовали раньше, сегодня запрещены, поскольку признаны токсичными. Ну например, тот же мышьяк. Нам приходится подбирать точный заменитель, чтобы добиться того самого цвета.

little greene дэвид моттерсхед

Многие из современных пигментов, которые мы используем, я бы назвал совершенными. Так, красный пигмент позволяет нам добиться очень насыщенного яркого цвета. Это тот же пигмент, что используют для красочного покрытия автомобилей Ferrari. К тому же он очень стойкий. Не выгорает, сохраняя первоначальный цвет многие годы, тогда как краски с дешевым пигментом могут уже через полгода поменять оттенок. Про безопасность и экологичность материалов Little Greene не рассказываю. Просто потому, что это само собой разумеющиеся вещи для любого производителя высококлассных красок.

Я подвожу вас к еще одной отличительной особенности Little Greene. Мы добавляем в краски значительно больше пигмента. Так добиваемся двух важных вещей. Во-первых, снижаем расход краски: чем больше пигмента в краске, тем меньше ее требуется. И во-вторых, получаем глубину цвета. Очевидная и понятная любому обывателю характеристика. Глубина делает цвет объемным. Смотрится очень красиво.

Кстати, поделюсь интересным наблюдением из опыта сотрудничества с English Heritage и English Trust. Наши исследования привели к выводу, что исторические цвета вовсе не обязательно бледные, приглушенные, какими их принято считать. Поверьте, они могут быть очень яркими и насыщенными. И это отражено в палитре исторических оттенков Little Greene.

Многие из современных пигментов, которые мы используем, я бы назвал совершенными. Так, красный пигмент позволяет нам добиться очень насыщенного яркого цвета. Это тот же пигмент, что используют для красочного покрытия автомобилей Ferrari.

little greene дэвид моттерсхед

Много раз слышал от дизайнеров, что работать с палитрой Little Greene суперудобно. Даже если ты не дизайнер и плохо ориентируешься в вопросах колористики и интерьерного дизайна.

Важная часть палитры Little Greene — полутона. У нас 14 групп цветов, в каждой есть один заглавный цвет, а дальше его полутона. Это очень простая и давно известная схема, популярная далеко не только в Англии. Она своего рода подсказка, как сделать гармоничный по цвету интерьер. Ей с успехом пользовались со времен Роберта Адама, великого британского архитектора, творившего во второй половине 18 века. Что он делал: брал основной цвет для стен; потом разбавлял его белым и красил, например, карнизы; потом еще белого — готов оттенок для потолка. В итоге получалась абсолютно связная гармоничная история.

Люди и сегодня стараются сделать интерьер максимально нейтральным, используя высветленные оттенки. Потому что тут встанет шкаф, здесь появится диван, на стенах картины повесим… Когда помещение наполнено декором, цвет должен быть фоновым. Так что ничего удивительного, что мы наблюдаем такую популярность полутонов.

Расскажу про основную идею палитры полутонов. Вот смотрите (Дэвид открывает раскладку с палитрой Little Greene — Прим. автора): в верхней части натуральные оттенки. Скажу больше — всё это оттенки камня. Не удивляйтесь, мы осознанно стремились привнести цвет камня в интерьер. А дальше неожиданный для многих ход — мы добавили сюда цвет, цветные полутона — зеленый, голубой, розовый, — они в нижней части палитры. Мы получаем возможность использовать полутона внутри одной цветовой группы.

little greene дэвид моттерсхед

Вам приглянулся основной оттенок для стен — пожалуйста, ниже уже подобраны оттенки для потолка, какой-то ниши и, например, акцентной мебели. Получается, что весь интерьер выкрашен, по сути, полутонами одного цвета. Разумеется, нам ничто не мешает добавить любой другой цвет, если интерьер покажется слишком скучным. Просто что мы гарантированно получаем, используя палитру полутонов, — связь стен, потолка и какого-то дополнительного элемента вне зависимости от того, в какое освещение всё это помещаем. Любой декоратор знает: заменив светодиодный свет и на лампу накаливания, цвет интерьера меняется кардинально. То, что казалось гармоничным, становится не столь приятным глазу. Использование оттенков внутри одной цветовой группы исключает эту проблему. Они будут гармонировать при любом световом сценарии!

little greene дэвид моттерсхед

Чем вы руководствуетесь, когда думаете, какой будет новая коллекция Little Greene?

Всё что нами движет — это то, что наблюдаем вокруг, прежде всего, что происходит в мире моды и предметном дизайне. Так получается, что в восьми, если не в девяти случаях из десяти цвет для интерьера выбирает женщина. Они гораздо лучше в этом разбираются. Ничего удивительного! Они ведь каждый день скрупулезно выбирают, в чем выйдут из дома: как будут сочетаться блузка, обувь, сумка, ну и так далее. Дома моды тоже работают в большей степени на женскую аудиторию, и они позволяют, я бы сказал, раскрыть глаз потребителю. Поясню. Десять лет назад Chanel показал жакет, в котором использованы розовый и оранжевый. Как такое можно носить, думали все? Это же сумасшествие какое-то! Прошло несколько лет, и люди стали по-другому относиться к одновременному присутствию оранжевого и розового — а жакет стал популярным.

little greene дэвид моттерсхед

Мы же в свою очередь предлагаем оранжевый и розовый для интерьера. Но тут есть важное отличие. Жакет можно купить, примерить дома, сказать: «Наверное, оставлю его для особых случаев» — и повесить в шкаф. Может, его наденут раз или два, не исключено, что он так и останется висеть на вешалке. Такова логика одежды. С красками несколько иначе. Выкрашенные стены увидят ваши родственники, друзья. Они будут говорить: «Что за фигню ты нанес, какой ужас!» Если говорим об оранжевом и розовом применительно к интерьерным краскам, мы должны приглушить эти цвета, отрегулировать, чтобы они комфортно воспринимались в помещении.

Важная часть палитры Little Greene — полутона. У нас 14 групп цветов, в каждой есть один заглавный цвет, а дальше его полутона. Это очень простая и давно известная схема, популярная далеко не только в Англии. Она своего рода подсказка, как сделать гармоничный по цвету интерьер.

Еще важно отметить эволюцию интерьеров. Мы видим, что последние 6-7 лет на пике была серая палитра. Вполне логично: серые произошли от бежевых, а бежевые были крайне популярны на протяжении десятилетий. Появление серого — естественное желание людей сделать интерьер натуральным и при этом модным. Что мы наблюдаем сейчас? Уход от серой гаммы к цветной нейтральной. Другими словами, люди предпочитают краски, в которых помимо белого и черного пигментов есть дополнительный — красный, синий, зеленый, желтый. То есть мы видим глубокие тона, которые можно привязать к серым, но в то же время они цветные.

little greene

Тут уместно сказать про наши капсульные коллекции. Это временные, сезонные коллекции, которые появляются раз в год-два. Мы видим, что есть мода на определенные цвета, и создаем вокруг них дополнительную палитру. Так четыре года назад появилась палитра синих оттенков, еще через два года — розовая коллекция. В этом году выйдет палитра, в которой точно появится зеленый.

little greene

Капсульные коллекции — своего рода передвижная лаборатория цвета, отличный способ получить дополнительную информацию о предпочтениях покупателей. У нас есть основная палитра, и она постоянно эволюционирует. Успешные цвета из капсульных коллекций дополняют нашу постоянную палитру. Когда мы выпустили капсульную коллекцию синих, в ней был 21 оттенок. Мы нарочно добавили цвета, которые сложно назвать синими. «Аркирит» — серо-розовый оттенок, никак не синий, и «Ливит» тоже. Это крайние цвета в группе синих: первый ближе к красному, второй — к зеленому. Оба глубокие нейтральные. Палитра синих показала жизнеспособность этих оттенков. Мы увидели, что многие люди выбрали из палитры синих именно их. Поэтому они перешли в основную палитру, а я сделал вывод, что в целом нейтральные глубокие цвета, в том числе яркие, сейчас наиболее востребованы.

little greene

А что будет популярно в будущем? Какой цвет придет на смену серому?

Абсолютно точно, что на следующем витке будет зеленый. И другой несомненный тренд — движение в сторону приглушенных нейтральных оттенков. Вот что точно будет в ближайшие годы.

little greene дэвид моттерсхед

Рекомендовать друзьям