«Все архитекторы имеют такую тенденцию — делать слишком много»: что сказал в архитектуре обладатель Притцкеровской премии 2015 года Фрай Отто
архитектор Фрай Отто

Немецкий архитектор Фрай Отто объявлен лауреатом Притцкеровской премии 2015 года. Он получил свою награду посмертно, на две недели раньше официально запланированной даты объявления победителя. 89-летний архитектор скончался 9 марта. Узнав о присуждении ему архитектурного «Оскара», Фрай Отто сказал: «Я ничего не сделал для того, чтобы получить эту награду. Моя цель как архитектора состояла в том, чтобы проектировать новые типы зданий, которые помогли бы бедным людям. Особенно тем, кто пострадал от природных бедствий. В оставшееся мне время я продолжу заниматься тем, что делал всегда — помощью человечеству». Вспоминаем главные сооружения и мысли Фрая Отто.

Главной архитектурной одержимостью Фрая Отто были облегченные тентовые и мембранные конструкции и минимальные затраты материала. Экспериментировать в условиях ограниченных ресурсов он начал еще в юношестве: в конце 1944-го Отто призвали на фронт в Люфтваффе, и вскоре он попал в лагерь для немецких военнопленных близ Шартра. Там ему удалось проявить талант инженера-конструктора и спроектировать некоторые хозяйственные постройки и укрытия. После войны Отто окончил обучение на факультете архитектуры в Берлинском техническом университете (изначально он учился на скульптора, продолжая дело отца и деда) и в 1952 году открыл собственное архитектурное бюро в Целендорфе.

архитектор Фрай Отто

Главным учреждением его жизни было всё же не бюро, а основанный в 1964-м и возглавляемый Фраем Отто до выхода на пенсию Институт легких покрытий Штутгартского университета. Институт занимался изучением строительного искусства и техники в тесной взаимосвязи с ботаникой, палеонтологией, зоологией, цитологией и биофизикой. Прежде ни одно учреждение в мире не достигло столь значительных практических успехов в «естественном» строительстве.

Меня очень интересуют материалы и их развитие. Мне бы хотелось делать людей счастливее. Было бы здорово изучить отношение между кожей человека и оболочкой здания, между одеждой человека и зданием. К примеру, в зонах с жарким климатом человек, как правило, одет минимально. Мне бы хотелось исследовать это соотношение — обнаженного и одетого — и разработать на его основе принципы, применимые в архитектуре. Тогда, как мне кажется, архитектура по-настоящему приблизилась бы к человеку и обрела свой истинный смысл.

Исследования в области возникновения объектов живой и мертвой природы позволили оптимизировать принципы создания легких конструкций. Паутины, крылья насекомых, летучих мышей и птиц, даже мыльные пузыри — по словам Отто, именно они открыли ему глаза на создание «максимума поверхности при минимуме использованного материала».

Посмотрите на эксперименты Фрая Отто с мыльными пузырями в Институте легких покрытий.

На основе исследования покрытий сетчатых конструкций были созданы грандиозные сооружения, принесшие Отто Фраю мировую известность: павильон ФРГ на Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале и крыша Олимпийского стадиона в Мюнхене (1972).

Для павильона на ЭКСПО-67 Отто разработал сверхлегкие натяжные системы. Помимо металлических сеток, он использовал синтетические ткани — поливинилхлорид и прочие легкие материалы, хорошо работающие на растяжение. Основа конструкции — стальная сетка, растянутая тросами на 8 металлических опорах. На расстоянии 30 сантиметров от сетки её с помощью зажимов обтянули светопропускающей тканью из поливинилхлорида. В итоге получилось сложное покрытие с криволинейными очертаниями, одновременно представляющее собой легкую, прозрачную и чрезвычайно пластичную форму.

архитектор Фрай Оттоархитектор Фрай Оттоархитектор Фрай Оттоархитектор Фрай Отто

Основные работы по монтажу опор и сетки заняли три с половиной недели, дополнительная регулировка геометрии заняла ещё 5. Павильон, ставший сенсацией на монреальской выставке, проектировался как временное сооружение. Конструкция оказалась надежной не на словах, а на деле. Её использовали в начале 1990-х в качестве крытой рекреации для прогулок горожан.

архитектор Фрай Отто

Проектируя крышу Олимпийского стадиона в Мюнхене, Фрай Отто использовал те же архитектурные принципы, что и на ЭКСПО-67. Однако перед ним стояла гораздо более сложная задача: под одной крышей нужно было уместить несколько независимых друг от друга пространств, нуждающихся в различных условиях освещения: универсальный зал, бассейн и телецентр. Нормы передачи цветных изображений для телевидения потребовали «плексигласа-215» (толщиной 7 мм). Он отличался долговечностью, прочностью и огнестойкостью, большой ударной вязкостью; давал усадку при пожаре, пропуская тепло и дым, и считался практически невозгораемым. Каждый лист крепился на вантовой сетке в девяти точках. Листы монтировались в рамках из алюминиевого сплава и стыковались между собой с помощью жестких водонепроницаемых прокладок из неопрена.

архитектор Фрай Отто

«Олимпийская крыша» была рассчитана на срок службы минимум 10 лет. Её можно увидеть в мюнхенском Олимпийском парке и сегодня.

архитектор Фрай Оттоархитектор Фрай Отто

Большинство построек Фрая Отто созданы им почти полсотни лет назад, причем запланированы как временные, поэтому в хорошем состоянии сохранились немногие.Вот несколько наиболее известных.

 

Павильоны для садовой выставки в Касселе, 1955 год

архитектор Фрай Отто

 

Здание Tuwaiq Palace в Саудовской Аравии, 1985 год

архитектор Фрай Оттоархитектор Фрай Отто

 

Экодом Okohaus в Тиргартене (Берлин), 1988 год

архитектор Фрай Оттоархитектор Фрай Отто

Одной из последних широко известных работ немецкого архитектора стала крыша павильона Японии на выставке ЭКСПО-2000. Японец Шигэру Бан — обладатель Притцкеровской премии 2014 года, привлек Фрая к работе над этим проектом

архитектор Фрай Отто

3 цитаты Фрая Отто 

«Большинство архитекторов раньше думали в плоскости чертежей. Сейчас они думают в плоскости компьютерного монитора. Я же всегда старался думать в трех измерениях. Человек должен складывать у себя в голове не плоскую, а трехмерную картинку — по подобию всех объектов во Вселенной. Мы не живем в двухмерном мире».

«Зачем нам строить огромные пространства, если они не нужны? Мы можем строить дома три километра в высоту или конструировать залы площадью в целый город. Но вот вопрос — что это в реальности нам дает? Что действительно нужно обществу? Думаю, секрет будущего в том, чтобы не делать слишком много. Все архитекторы имеют такую тенденцию — делать слишком много».

В одном из последних cвоих интервью, в 2014 году.

«Вы знаете, у меня больше нет никаких гениальных идей в голове. Времена, когда они у меня были, закончились. Я никогда не мечтал о том, что буду создавать огромные проекты. Абсолютно удовлетворен всем, чего достиг в жизни, и счастлив от того, как мои коллеги со всего мира относятся ко мне. Так что могу сказать, что очень доволен жизнью».

В заключении — минутный ролик в память об Фрае Отто.

Рекомендовать друзьям