Сколько стоит российский дизайн — и почему столько?
Фото: архивы производителей

Как формируется цена на отечественную дизайнерскую мебель и свет, может и должен ли российский продукт стоить дешевле, и какие проблемы переживает индустрия. Об этом и не только главный редактор homeguide.ru Татьяна Руссо пообщалась с основателями шести российских брендов.

Выбирая мебель для проекта, дизайнеры и их заказчики сталкиваются со сложным выбором: на одной чаше весов IKEA или другая серийная мебель, на другой — предметы европейского дизайна, уникальные, но не всегда приемлемые по цене. Казалось бы, авторская мебель российского производства обязана стать удачным компромиссом, оригинальным и доступным. Но таким ли доступным на самом деле? Мы выяснили, как формируется цена на мебель, что может помочь ей стать дешевле, к чему стремятся дизайнеры и в чём на самом деле главная проблема авторского продукта в России.

С кем говорил HomeGuide

Archpole. Создают вещи, максимально доступные по цене и дизайну.

Сколько стоят: несколько самых продаваемых предметов в качестве примера. Барный стул Fullmoon из фанеры и металла — 5 900 рублей; обеденный стол Metallframe с дубовой столешницей — 14 700 рублей; стеллаж Metallframe — 16 400 рублей.

Стеллаж Metallframe, Archpole

Ply. Заботятся о функциональности и «просто делают мебель, которая нравится», что и рекомендуют всем остальным.

Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер: «Проблема российского дизайна — в отсутствии экономического образования. Талантов у нас не меньше, чем где бы то ни было. Но сделать предмет в одном экземпляре в гараже — это рукоделие, а не промышленный дизайн. Экономическая хватка и грамотность позволяют превратить хобби в бизнес».

Сколько стоят: табурет — 10 000 рублей, комод — 80 000 рублей, тумба — 120 000 рублей, стол 100 000, кухня — от 500 000 рублей.

Комод #ply_pattern, 122 200 рублей

TorySunУбеждены, что сформировать новую действительность, где в магазинах продаётся классная мебель с подписью «Сделано в России», могут сами покупатели.

Сколько стоят: обеденные стулья от 13 000 рублей, барные — от 18 000 рублей, журнальные столы от 12 000 рублей, обеденные — от 20 000 рублей.

Барный стул Ellipse, 18 440 рублей. TorySun

Tomov Workshop. Готовы вкладываться в развитие собственного бренда, но не стремятся продавать авторскую мебель из натуральных материалов тысячными тиражами.

Сколько стоят: Средняя стоимость базовых моделей — 50 000 рублей.

Кофейный стол O.P.One и напольный светильник Wing, Tomov Workshop

Woodled. По мере роста продаж сменили концепцию «собери светильник сам» на серийное производство.

Сколько стоят: светильники серии Ротор, получившие награду A’DESIGN в 2017 году, стоят от 7500 до 23 900 рублей. В категории Premium есть люстра «Синхротрон» за 120 000 рублей.

Светильник «Синхротрон», Woodled

Odingeniy. Убеждены, что личный контакт покупателя с дизайнером и производителем снимает опасения о завышенной стоимости мебели.

Сколько стоят: от стеллажа за 7 200 рублей до обеденных столов и люксовых стеллажей за 100-200 000 рублей.

Полка «Кристалл», 26 900 рублей. Odingeniy

Из чего складывается стоимость продукта?

Есть константы: материалы, аренда производства, зарплата, расходы на транспортировку, электричество, уборку, вывоз мусора. Налоги. С этим, в общем, всё ясно. Другое дело, что материалы тоже у всех разные. Как и производственные возможности. И тираж: от него напрямую зависит, сколько будет стоить предмет.

Консоль Atom Compact, 32 810 рублей; табурет Zebra, 11 630 рублей, TorySun

Маржа — отдельная история. Российский дизайн не продается огромными тиражами, и каждая продажа видна и ценна (у нас, по-крайней мере). Если вы работаете преимущественно с дистрибьюторами, которые на регулярной основе выкупают ваш товар, то достаточно 10% маржи. В условиях российского рынка хорошим показателем маржинальности является цифра в 20-30%. Но это если говорим о серийном продукте.

История с имиджевым продуктом (светильники серии «Синхротрон») несколько иная. Эти светильники изготавливаются эксклюзивно, «под клиента», с привлечением контрагентов. Логика ценообразования во многом схожа, но накладные расходы заметно выше. И такие светильники мы продаем сами, без привлечения дистрибьюторов.

«И совсем иная картина в случае с продуктом по эскизам клиента. (Таких запросов в последнее время все больше.) Первое время при расчете цены исходили из логики имиджевого продукта, но скоро поняли, что это не совсем правильная схема. Поскольку начинается очень творческая история с привлечением массы контрагентов. Цена ошибки очень высока даже на предмете, который кажется очень простым. Не так давно делали простые световые рамки из бука, которые надо было покрыть определенным цветом. История вылилась в десятидневный марафон. Цвет никак не ложился на дерево, нам пришлось привлекать Сашу Кустрю из Chevron floors как объективно лучшего в России специалиста по маслу, и только так мы смогли решить проблему. Мы потратили очень много бесценного времени, денег и сил на решение проблемы, которая проблемой не казалась. Это не единичная история, мы можем привести еще с десяток примеров, где работа, которая кажется простой, может привести к серьезным проблемам».

Светильник по дизайну Woodled

Есть переменная в виде наценки на бренд, у каждого она своя. Одни производители, как Archpole, придерживаются стратегии «дизайн в каждый дом» и делают свой продукт максимально доступным; другие убеждены, что авторский дизайн не может стоить мало.

Тумба #ply_pattern, 33 600 рублей
Тумба «Эскальер», 63 000 рублей. Odingeniy

Если мне скажут „дорого“, спрошу: в сравнении с чем? Если с европейской мебелью, так она дороже. Если с IKEA — то давайте не забывать, что у нас, в отличие от IKEA, авторская мебель ручной работы. Которая, к тому же, далеко не всегда дороже шведского бренда.

Тумба Edge по дизайну Tomov Workshop

Может ли российская дизайнерская мебель быть дешевле?

Рабочий стол Bureau, 79 000 рублей. TorySun
Стол «Гексагон» по дизайну Archpole

«К нам приходят люди и говорят — мы пойдём в IKEA, там дешевле. Я решил сходить и проверить. Шёл доказать то, что я и так знал: уже сейчас в каких-то сегментах наша мебель более доступна, где-то равна. Притом что сравнивать ручное производство, уникальные предметы  и пластиковый стул серийного производства просто некорректно. Этот эксперимент показал, что маркетинг IKEA внедрил многим людям представление о том, что это очень дешёвый бренд».

Константин Лагутин, Archpole

Стол Interstellar по дизайну Tomov Workshop
Рекомендовать друзьям