Тодд Брейчер: у нас нет традиционной спальни — я считаю, что само это понятие неудачно
Тодд Брейчер
Фото: IMM Cologne

Для постоянного проекта кельнской выставки IMM Cologne — Das Haus — ее организаторы пригласили американского дизайнера Тодда Брейчера. Его инсталляция «игнорирует архитектуру и начинается с самого начала», призвана прочувствовать физическое пространство как психологическую среду. В интервью HomeGuide Тодд Брейчер рассказал, каким может — и должен — быть дом для нас сегодняшних, а не вчерашних.

Todd Bracher/Тодд Брейчер Тодд Брейчер родился в Нью-Йорке в 1974 году, окончил Нью-Йоркский институт Пратта по специальности «промышленный дизайн» и Датскую школу дизайна. В 1999 году основал свою студию и в течение десяти лет работал в Европе. Внимание профессионального сообщества привлек к себе проектом Open Privacy — скульптурной инсталляцией из картона, фанеры и стальных трубок. Сотрудничал с такими брендами, как Georg Jensen, Cappellini, Fritz Hansen, SodaStream, Herman Miller, Humanscale, Issey Miyake, Swarovski, Zanotta и 3M. В 2008-м на выставке ICFF был признан молодым дизайнером года.

Тодд, что означает для вас проект Das Haus?

Для меня это способ глубокого познания моего собственного рабочего процесса и возможностей дизайна, свободного от коммерческих рамок. И эта свобода — тоже своеобразное испытание. Это один аспект. Другой момент связан с самой интересной частью — созданием павильона, в котором посетители прочувствуют нашу идею, то, что мы хотели вложить, и то, что скрывается за этим экспериментом. Это история про воспоминания — запечатлеть в воображении людей то, к чему они потом будут мысленно обращаться.

От какой идеи вы отталкивались, проектируя пространство Das Haus? Другими словами, что лежит в основе вашего проекта?

Наш Das Haus — антропологический эксперимент. Вот смотрите, если оценить сегодняшние условия жизни — насколько наши дома им соответствуют? Типичное современное жилье — это архитектурное наследство, созданное для других людей в другие времена и в другом контексте. Нашей целью было исследовать потребности современника и, отбросив устаревшие архитектурные каноны, создать новое жилье — ориентированное на нас сегодняшних.

К примеру, мне в повседневной жизни не нужна традиционная столовая, однако большинство домов (в США и, уверен, на Западе) изначально предусматривают такое помещение. Учитывая сумбурное время, в которое мы живем, — где пространство успокоения, творчества, познания? А может, и деструкции? Мы действительно живем так, как хотим или даже как необходимо жить сегодня?

IMM Cologne — Das Haus
«Гигиеническая» зона — душевая — вынесена наружу в своеобразный «альков», усыпанный камнями. «Зачем прятать водные процедуры внутрь, если вода — самый что ни на есть природный элемент?» — поясняет Брейчер. По его словам, эмоции и ощущения от принятия душа снаружи гораздо более захватывающие и ценные, чем внутри, в созданной человеком среде.

Этот дом — возвращение к основам, в том смысле, что это попытка уйти от потребительского мышления, от навязанной мысли о надобности всех этих бессмысленных вещей вместо того, что сделает вас действительно счастливым. В этом проекте мы пытаемся изучить что-то более значимое, что необходимо для жизни.

У нас нет традиционной спальни — я считаю, что само это понятие неудачно. У нас гораздо больше занятий в жизни, чем сон: мы мечтаем, отдыхаем, медитируем и так далее. Комната, которую мы сконструировали, освещается «луной» — чтобы привнести ощущение живой природы и обеспечить удобство любому необходимому виду отдыха, который требуется нашей душе и телу.

IMM Cologne — Das Haus

И это, пожалуй, самое приятное в работе над проектом: ты можешь создавать вещи, которые кажутся немыслимыми в реальном доме. Я думаю, нам всем нравится идея жить в таком пространстве, которое вроде бы реальный дом, но в то же время всего лишь необычайная фантазия. Именно здесь, между одним и вторым, и находится Das Haus.

Ваш проект для Das Haus рождает двойственное чувство. Смотришь на пространство — оно спокойное, нейтральное, гимн простоте и умеренности, которая свойственна скандинавским домам. Присматриваешься внимательнее — и пространство раскрывается по-новому, как бы приобретает второе содержание. Замечаешь самые разные предметы: от рогов, «чучел» животных и птиц до головных уборов с перьями индейцев, от карликовых деревьев и цветов до мешков с овощами и сачка для ловли бабочек; тут же детская лесенка-каталка, разные сосуды «для химических экспериментов», связки с поленьями и много чего еще — складывается ощущение, что своей инсталляцией вы обращаетесь к самым разным аудиториям. Разным по возрасту, интересам, представителям разных культур, в конце концов. Такое мультикультурное пространство, которое может быть и уютной квартирой мегаполиса, и современным деревенским домом. Как бы вы могли прокомментировать такой взгляд на ваш проект?

Das Haus — это способ показать людям другую повседневную жизнь. Но не забывайте, что это всего лишь идея, концепт. Не конкретное предложение того, как вам жить, а побуждение к тому, чтобы обдумать и, в идеале, разделить наши идеи — и в итоге сделать собственный выбор.

 

И организаторы, и посетители оценили как раз эту задумку: несмотря на обилие предметов и мебели, это больше история не про конкретные объекты, а про идею переосмыслить современные формы жизни. Слышал, как скандинавы говорили, что Das Haus сделан очень по-скандинавски, а японцы — что по-японски. Мне это немного странно, потому что для меня этот дом просто человеческий. Но, очевидно, поскольку и у датчан, и у японцев очень человеческий стиль жизни (которого, по-моему, в Америке достигнут еще очень нескоро), это подтверждение того, что идея интуитивно понятна любому человеку.

Другое запоминающееся решение — контрастное по цвету темное приватное пространство. Расскажите о нем: что вы использовали и какого эффекта хотели добиться?

Я не думаю, что людям всё время необходимо быть активными — им нужно и что-то иное, место, где приятно просто посидеть. Мы спроектировали пространство для отдыха как большую черную коробку, приоткрытую с одной стороны: она примыкает к зоне «жизнеобеспечения» без перегородки. Как по мне, в возможности побыть наедине с собой, отрезанным от всего мира, есть невыразимая прелесть. И проплывающая над головой «луна» усиливает это ощущение. Может быть, утром или днем она больше похожа на солнце. Но в любом случае этот световой шар — единственный источник света. В конце концов, если посмотреть в ночное небо с улицы, никакого другого «светильника», кроме луны, вы не увидите.

IMM Cologne — Das Haus
На одной из стен разместилась длинная прямоугольная ниша с развешенными рабочими инструментами.

Давайте отвлечемся от проекта Das Haus. Интересно было бы знать, без чего вы не представляете хороший интерьер?

В хорошем интерьере функциональность не противоречит красоте, а комфорт — традициям. По некоторым причинам люди склонны думать, что красота — это шик и элегантность, а функциональность уродлива и непривлекательна. В то время как природа на сто процентов функциональна, но при этом поразительно красива — и эта красота прямое следствие функциональности, разве не так?

Рекомендовать друзьям